В декабре одна за другой открылись две выставки памяти. Дом художника пригласил к просмотру экспозиции работ Петра Тышкылова, Национальный музей выставил картины Анатолия Панина. Год завершался по неслучайному, видимо, совпадению акциями памяти о художниках, чье искусство находит отклик зрителя сегодня и, без сомнения, будет интересно и будущим поколениям ценителей изобразительного мастерства.
Три года назад он, так любивший природу Алтая, ушёл в свой последний поход – ему очень хотелось побывать на Шавлинских озёрах. Ушёл один, как ходил часто, предупредив родных о дне возвращения, – в общении с природой рождались прекрасные этюды, новые стихотворные строчки. В тот год ему должно было исполниться семьдесят лет. Петр Карастаевич Тышкылов настолько верил в свои силы, что не сомневался – новый для него сложный маршрут будет непременно преодолен… Родные искали его не один день после обещанной им даты возможного возвращения. Потом, отправившись на его поиски, они прошли по сложным тропам, которые, возможно, никогда бы не были пройдены ими, если бы не трагическая гибель художника в горах. Он «позвал» их в те места, которые для него были так манящи…
Выставки памяти всегда особенны. На открытии нынешней экспозиции с очень теплым рассказом о своем отце выступила дочь Петра Тышкылова, который никогда не был членом Союза художников, никогда не делал персоналок и не заявлял о своем творчестве слишком звучно. Но от этого его замечательные пейзажи и фольклорные сюжеты на холстах не становились бледнее. По картинам видно, насколько глубоки были его погружение в родной эпос и переживания состояний слияния с природой.
Изумила одна работа: мать с выражением блаженства от процесса кормит грудью младенца, а из-за ее плеча смотрит на него малышка-дочка, тесно прижавшись к материнской сильной руке. Эта картина, передающая состояние мира и счастья, кажется настоящим откровением. Автор делится самым светлым. Это – обнажение собственных чувств мужа и отца, держащих сердце в тепле и сохранности. Чудо! В сюжетах же, связанных с фольклором Алтая, явно утверждение силы человека как сына природы…
Петр Карастаевич Тышкылов родился в селе Белый Ануй Усть-Канского района в селе раскулаченного бая Тышкылова — его родственников сослали на лесоповал в болота далекого Нарыма, где некоторые из них остались навсегда. Там заболел и умер его отец. На воспитание будущего художника взяли дед и бабушка. Алтайские сказания были частью детства будущего художника – оттого в его произведениях их героям отдано так много внимания.
Петр Тышкылов заочно закончил московский ЗНУИ, отучившись на факультете станковой живописи. Также окончил московские курсы фотожурналистики. Год за годом вырабатывая свой стиль, через терпеливые поиски, он пришел к нему. «Он писал буквально всё. Каждый кусочек натуры был полон для него значения, жизненного трепета неисчерпаемой красоты, – рассказывает дочь художника Зинаида Модорова. – Увлечение природой дальних мест стало прочной привязанностью, с которой он не расставался всю жизнь. Будучи большим знатоком эпоса, в котором культ гор один из распространенных, отец одухотворял Алтай. Всегда радостный и возбужденный, он возвращался с гор и непременно брался за работу, за создание новых образов. Приезжая к своим детям и внукам, обязательно показывал, что сумел в очередном походе запечатлеть и заснять для дальнейшей своей работы. Он тонко чувствовал родную природу, и это всегда помогало ему воплощать величественную красоту Алтая на картинах…»