Среди современников Геродота и Лао-цзы

Светлана ЗЯБЛИЦКАЯ
10.10.2021

Просмотров:

137



В новосибирской «Арт Усадьбе» с начала месяца проходит персональная выставка художника Николая Марци. Где-то с 2015 года художник пишет мифологию алтайских скифов, воссоздавая их образы в стиле фэнтези. На сегодня в этой серии уже около ста картин, сюжеты которых одинаково близки и понятны всем сибирякам.



Прежде чем открыть для себя культуру скифов, их «звериный стиль», Николай Марци предпринимал попытки показать свои прежние работы на Западе. Но европейский подход к живописи, цитирует художника на nsk.aif журналист Алексей Лукоянов, показался ему «поверхностным и декоративным, уходящим в абстракцию», поэтому в новых работах проявились поиски своего, «сибирского фэнтези».



По словам Николая, его творческое кредо формировалось под влиянием отца, преподавателя истории в НГУ, и пеших походов по Алтаю. Отец отправлял его со студентами истфака в археологические экспедиции по Хакасии и Кубани, скифы Сибири и Причерноморья воспринимались единым народом, населявшим Великую степь.



Художник бывал на Укоке, где в 1993 году нашли мумию алтайской принцессы. У её гробницы с табличкой, содержавшей справочную информацию, пришло озарение: эта находка в одном ряду с пирамидами Древнего Египта. Возведение курганов у нас в Сибири свидетельствовало о достаточно развитой культуре, и это открытие вылилось в серию картин.



У сибиряков пока еще сохраняется некий комплекс неполноценности, вызванный тем, что шедевры мирового искусства рождались где-то в Европе. И, продолжая эту мысль, Марци постепенно уводит наше внимание от египетских пирамид, греческой и римской цивилизаций – да, это было где-то там, далеко, но ведь и у нас не только тайга с медведями. С 1993 года после сенсационной находки на Укоке наметилась новая волна интереса к культуре скифов, особенно среди нас, сибиряков.



Корни его творчества — на Алтае, там бывает обычно работа на пленэре, а доработка эскизов и набросков — уже в Новосибирске. На Алтае легко увидеть какой-то сюжет, быстро перенести на холст, не особо вдаваясь в детали, и потом дописывать картину в мастерской.



В нынешний сезон художник снова ходил по лесам, «ловил свой дзен», и привезены еще 20-30 заготовок. Встречаются просто пейзажи, запечатлены какие-то случайные образы — корова, девушка с ведром... На ними ещё долго работать.



Прежде он черпал сюжеты из фотографий археологов, репродукций находок «звериного стиля», что-то находил в повседневной жизни. Однажды игра в футбол навеяла ему фантазию о каком-то древнем сражении, и перевести возникшие образы на язык живописи, от футболистов перейти к скифам, дать им мечи, посадить на коней — это да, мир фэнтези; но загадочные горы Алтая, по признанию художника, вдохновляют гораздо больше.



Находиться в тех же местах, где когда-то кочевали скифы, и представлять: здесь прошла колесница, на которой ехал скиф, там другой возвращался с охоты на лошади и вёз какую-то добычу, дальше детишки играли и пасли овец... Представляя эти картины, художник видел, как тяжело туристам подниматься на гору, но при виде них легче представить охотников, несущих убитого барана вверх по склону к себе в племя. И это не единственная картинка, которая вырисовывается прямо на фоне гор.



Для большинства Алтай воспринимается как необычное, таинственное место. Для скифов оно было таким же, уверен Марци. Он видит свои сюжеты сквозь призму их мировосприятия, отчего картины получаются у него, «немного сюрреалистичные и похожие на сон», как говорит сам художник.



У него есть сюжет, где девочка летит на грифоне, в другом случае шаман подбирается к суслику и общается с ним без слов. Такие вещи легко передаются языком живописи. Как назвать его стиль? Художник обычно отвечает, что в сибирском фэнтези — «мирная и военная жизнь наших предков с мистическим подтекстом».



Не так давно была мода на всё индейское. А у нас в Сибири есть своя, скифская тема, и Николай Марци открывает ее, считая образ жизни древних сибиряков более естественным и правильным, чем тот, которого придерживаются в современном мире. Это большое заблуждение: считать, что на Западе единственно верное представление о жизни. Скифы, будучи предками европейцев, жили совсем иначе и чувствовали себя очень комфортно, в гармонии с природой.



В конце апреля нынешнего года в Национальном музее РА имени А.В. Анохина было открытие выставки «Скифы Алтая. Пробуждение» с участием Николая Марци и Ерболата Нуриманова. И наконец-то случилось достойное продолжение новейшей «скифо-сибирской традиции», которая начиналась работами мастеров из Хакасии, Тувы, Бурятии и Республики Алтай.



Два художника, два единомышленника представили вниманию посетителей музея более 70 полотен, заново открывая мир алтайских скифов. Выставка работала до конца июня. И хотелось бы верить, что нынешний осенний вернисаж в Новосибирске тоже продолжится на родине его античных героев.

Фото: Алексей Лукоянов и архив художника.

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?