Зеленые яблоки отразились в лаковой глади стола, белым цветом над ними завис черемуховый снег, слегка осыпав зеркало лака. Там, за белоснежным букетом, сияло небо, и свет его пытался ворваться в рамку картины…
Чувство праздника. В сердце оживает воспоминание о каком-то незабываемом мае… О каком? Пока стайки ассоциаций вспархивают и пропадают в памяти, я уже путешествую по другим сюжетам художницы Татьяны Авдеевой. У нее свой стиль, уверяющий зрителя: автор любит жизнь. Роскошные натюрморты и пейзажная картинная россыпь – в «персоналке» Татьяны Авдеевой, представленной недавно в Майминском Центре культуры.
Художница приехала на Алтай из Читинской области – там она росла в селе с названием Верхние Куларки. В Сретенском педагогическом училище имени Ф.В. Гладкова, на художественно-графическом отделении, собственно, началось ее профессиональное становление. Дальше был худграф Хабаровского педагогического института, после которого она вернулась в Сретенское училище и 8 лет преподавала живопись.
Десять лет назад дорога ее легла на Алтай (супруг военнослужащий, его направили в Усть-Кан), и она стала обучать школьников рисованию и черчению. Позже сменила несколько мест работы, пока живописное творчество в ее жизни не стало набирать силу и вступать в свои права как главное направление, помогающее ей максимально раскрыться и явить свой талант людям… Так началось ее участие в выставочных проектах.
На открытие своей персональной экспозиции Татьяна не смогла попасть по серьезным причинам и увидела ее в день нашей встречи. Вместе с ней пришли супруг Анатолий, дочери Белла и Влада. С их чуткой поддержкой художница отвечала на вопросы.
- Татьяна, на этой выставке представлено все самое лучшее из вашего живописного творчества?
- Это работы разных лет, которые сейчас находятся на Алтае, остальные подарены или проданы. Здесь, например, портрет моей бабушки, который я нарисовала, когда еще училась. Часть работ уже участвовала в выставках.
- С какими сложностями вы столкнулись здесь, на алтайской земле?
- Эти трудности были сопряжены с тем, что рядом не было родителей – поддержки искать было не у кого. Жены военнослужащих преодолевают определенные проблемы, сюда же можно включить поиск работы, связанный с переменой жительства.
- Какие у вас «маяки» в изобразительном искусстве?
- Один из любимых художников – Клод Моне. Однажды узнала, что он разводил цветы, чтобы их писать. Я тоже так делаю – стараюсь посадить на своем газоне какие-то «эксклюзивные» цветы, у меня страсть к ним. Нравится Михаил Врубель.
Очень притягивает японская философия и эстетика. Восхищает способность японцев тонко воспринимать мир, ценить каждую частичку природы, времени, которое протекает через тебя.
- Есть фрагменты в истории искусства, которые вам близки?
- Это импрессионизм, скорее всего. Он развивался вместе с психологией, а мне всегда были интересны психологические аспекты восприятия изобразительного искусства. Например, как та или иная работа влияет на подсознание зрителя. В эту тему я старательно углублялась в училище, когда преподавала, пытаясь глубже понять, как формируются эстетические чувства. Краски, живопись, цветогармония – это ведь не просто так. Меня всегда интересовало, как будет воздействовать та или иная картина, почему пробуждаются зрительские реакции. Выбор цвета художником под воздействием эмоционального состояния – тоже очень любопытный момент психологической стороны в изоискусстве…
- Кто-то повлиял на ваш профессиональный выбор?
- Папа – потомственный казак из рода Евсюковых. У них считается, что если роду есть что сказать, то рождается кто-то, кто может проявить себя в каком-то из искусств. В детстве я была большой активисткой в школе, получилось даже побывать в «Артеке». А потом как-то от всего этого отошла. Педагог по рисованию в школе во мне увидела что-то, несмотря на то, что по профессии была математиком, и они с мамой нацелили меня на поступление. То есть, по сути, выбор учебного заведения был сделан мамой.
- Творчество кого из алтайских художников близко вам?
- Мне все алтайские художники нравятся. После посещения выставок особенно запоминается творчество Елены Корчугановой, Валерия Тебекова, Сергея Дыкова, Амыра Укачина…
- Есть то, что недопонимаете в искусстве?
- В существовании всего есть какая-то логика. Если я что-то не воспринимаю, не значит, что это плохо. Ведь мы же всему обучаемся. Когда-то я не понимала, почему то или иное красиво – смотрела на произведение искусства и думала, почему люди считают это интересным? Со временем реакции изменялись… Японская эстетика как раз помогает понять любое произведение искусства.
- Есть работы, которыми вы особенно дорожите, и с которыми не расстанетесь?
- Особенно дорога работа, когда связана с сильным порывом души или когда пишешь и ставишь перед собою цель, даже маленькую. Она заключается в ответе на вопрос – что бы ты хотел сказать своей картиной, какие настроения передать зрителю? Когда я начинала учиться, то у меня сложилось представление, что художник живет для того, чтобы объяснить людям то красивое, на что стоит обратить внимание. Всё так, но автор часто хочет идти глубже.
- Какое время суток – ваше, когда легко беретесь за кисть?
- Я люблю утро. Именно утром чувствую особую энергию.
- Вы хорошо узнали Алтай за эти десять лет?
- К сожалению, нет… Но хотим с семьей много где побывать, так что еще все впереди!