В Кузбасском центре искусств по случаю наступающего праздника 8 Марта была продлена работа выставки «Тотемы и хранители», на которой представлены чарующие полотна Станиславы Зяблицевой. По свидетельству газеты «Кузбасс», ее имя стало настоящим открытием для многих ценителей современной живописи. Ей немногим более 30-ти, но она уже успела поразительно много: имея в своем активе 30 персональных выставок, Станислава трижды сменила место жительства.
Родом из Барнаула, воспитанная в творческой семье (мама музыкант, а папа – признанный краснодеревщик), Станислава окончила Новоалтайское художественное училище, работала в краевом центре, потом переехала в Новосибирск. В последние два с половиной года открывает для себя Северный Урал – край древних легенд и преданий. Встретив в Новосибирске свою любовь, Станислава без раздумий уехала с мужем в деревню, до которой ехать от Екатеринбурга не меньше четырёхсот километров. У них там свой дом, просторный и всегда открытый для гостей.
В окрестных лесах они уже встречали медведя, видели лис, куропаток, тетерок. До того, как попасть на Урал, долго ездили по всему Горному Алтаю, но все-таки Уральские горы по духу оказались более близкими ее мужу, талантливому писателю из Москвы. Его черты угадываются в портретах на 3-й фотографии. Станислава считает его сильным человеком, который знает, какая жизнь правильнее и лучше. В наше время не каждый способен сменить шум и суету мегаполиса на тишину и полное уединение в далёкой таежной деревне.
Ее картины выполнены, как кажется на первый взгляд, в жанре анималистики. Придя на открытие выставки, кемеровские искусствоведы говорили о том, что сейчас таких художников мало. Для индустриального, перенасыщенного городами-спутниками, динамично растущего Кузбасса мир тотемов и хранителей, волки и совы, медведи и рыси на полотнах художницы – просто фантастика. В них чувствуется магическая сила и полузабытые знания. Станислава призналась в общении с ценителями ее таланта, что особое влияние на ее творчество оказал Горный Алтай - удивительное место, где живы древние легенды, и человек с открытой душой легко проникает в мир алтайской мифологии, традиционных знаний, обрядов и верованияй…
Cтанислава рассказывала о том, что ей близка языческая вера, ее привлекают древнеиндийские Веды. Путешествуя по Горному Алтаю, она постигала искусство чувствовать живую воду, воздух, землю, животворящий огонь, дерево, вечный камень и при этом училась взаимодействовать с природными стихиями. А сам человек – это еще одна стихия, и, как считает Станислава, каждый из нас способен проявлять ее вовсе не бессознательно, а направляя всякий раз в созидательное русло.
Ее первая персональная выставка называлась «Мой ласковый и нежный зверь», открылась она в то время, когда Станислава училась на пятом курсе. Вспоминая свою дипломную работу, художница удивила своих поклонников в Кемерове тем, что не показала в ней ни одной человеческой фигуры; там главенствует табун лошадей, летящих на фоне белых вершин Актру. Это был большой риск, такое экспериментаторство приветствовалось далеко не всегда, и тем не менее комиссия утвердила ее эскиз для защиты. А в Кемерове она выставила уже новую работу, написанную в начале этого года.
К слову сказать, после того путешествия на юго-восток Алтая в 2009 году, по словам художницы, загадочного и очень важного, к ней пришло новое направление, которое можно назвать «этническим фэнтэзи»: этника здесь плотно переплетена с эзотерикой. При этом критики единодушны в том, что Станислава чувствует себя в этом фантастическом мире вполне комфортно и органично, она давно уже освоилась там и продолжает его расширять.
«Беспокойное семейство», «Время волчьей зари», «Лошадиная любовь», «Горные стражи» (на репродукции слева), «Душа древа» (справа) – сама экспозиция ее работ подсказывает, какие животные служат ей личными тотемами. На вопрос портала «Хан-Алтай», где конкретно создавалось полотно «Горные стражи», Станислава ответила, что это скорее сочинение, в котором объединены алтайские мотивы наравне с уральскими. А вот ее «Шатун» (ниже) - это самый настоящий алтаец.
До переезда на Урал Станислава Зяблицева никогда не испытывала проблем с проведением выставок. Но живя в уральской тайге, она поначалу с трудом представляла, как будет дальше выставляться. В разговорах с мужем как-то сама собой пришла идея выставляться по регионам. Вот так и отправилась, напитанная энергией седого Урала, ее выставка «Тотемы и хранители» обратно в Сибирь – сначала в родной Барнаул, дальше в Новосибирск, Кузбасс... В ее планах –после Кемерова открыть 7 апреля выставку в Томске, через какое-то время - в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, других городах Урала, после чего предстоит путь в Ярославль и Москву.
Кемеровская выставка открывалась в канун весны, перед новым пробуждением Природы. И поэтому большое место, может быть, даже центральное, в своем параллельном мире тотемов и хранителей Станислава отводит женщине – всегда красивой и цветущей, органично вписанной в Природу, способной влиять на происходящее вокруг. На репродукциях – «Амазонка» и «Принцесса гиперборейская».
Многие женщины, заказывая портреты, обращаются к Станиславе с просьбой выразить на холсте изящную женственность, чтобы это помогло им забеременеть. На первых порах такие заказы шокировали, она не могла понять, что заставляет женщин идти к ней за помощью. Но однажды ей стало ясно, что создаваемый образ как некий сгусток энергии через картину начинает «работать», и приходит помощь Свыше. Ее уверяют, что четверо малышей уже рождены счастливыми мамочками благодаря совместному творчеству. Одна из работ Станиславы – «Дочь Укока» (2013).
В ее творчестве переплетены алтайский и уральский эпосы, но говорить о том, что в ее картинах чувствуется что-то «региональное», было бы опрометчиво. Даже там, где кажется, что полотно написано в горах Алтая, по словам художницы, она не делает акцент именно на Горном, хотя его дух проявляется через нее, пожалуй, в каждой работе. Общение с миром «этнического фэнтэзи» заставляет современных женщин «вспомнить о своей природной сути – сегодня отчасти утерянной или забытой».
Репродукции ее работ есть в магазине «Изюминка», расположенном в Усть-Коксе, сообщила Станислава для нашего портала. Женщину, работающую в магазине, зовут Алёна, и ей нравится всё, что пишет «уральская колдунья», как иногда называют художницу в прессе.
Если же говорить конкретно об алтайской тематике, то, как говорит сама Станислава, это в первую очередь картины из серии «ПилигриМЫ АТЛАНТидЫ». Кроме того, есть «Шаманский цикл», но опять-таки художница утверждает, что «по мотивам» никогда и ничего не делает, просто пишет, как ей подсказывает внутренний голос, а есть ли там что-то алтайское – решают приходящие на выставку.
На репродукции внизу справа – «Айуна с Хранителем».