Мира Аргунова прошла по маршруту Алтай - Гималаи

Светлана ЗЯБЛИЦКАЯ
15.11.2019

Просмотров:

184



Выставка Миры Аргуновой «Четыре крыла» прошла нынче осенью в Национальном музее РА имени А.В. Анохина. В экспозиции были представлены около 60 работ якутской художницы, в том числе сюжеты, связанные с ее творческими командировками к нам на Алтай. На первой репродукции - этюд «На фестивале «Мать Земля Алтай», написанный нынче летом.

В рецензии искусствоведа Надежды Гаврильевой для Yakutia-Daily говорится о том, что внешне «простой» этюд на самом деле «продолжает традиции жанра городского пейзажа». Мы видим интересное своеобразие фестиваля, на котором традиционные жилища кочевников удачно сочетаются с современной архитектурой. Заметная степень условности и отвлеченности во многом достигается за счет приемов французского импрессионизма. Лишние детали в данном случае не нужны, все предметы и люди, попавшие в поле зрения, теряют свою четкость и не нуждаются в тщательной прорисовке. Настроение мимолётности, сознательный уход от географической привязки лишь подчеркивают творческую индивидуальность художника.



Нынешний год отмечен для Миры Аргуновой дальними поездками — сначала она побывала с друзьями в Гималаях, чуть позже оказалась в Республике Алтай, чтобы написать серию этюдов. Алтайскую серию отличают смелые цветовые решения, а манеру письма ценители ее творчества соотносят с холстами русских импрессионистов. В летней поездке удалось запечатлеть бесконечный бег стремительных горных рек, величие озёр, потаенную красоту ручейков. В картине «Прибой» (на репродукции) впечатляюще передано непостоянство причудливых волн, игра солнечного света, некая призрачность деревенской жизни при виде малозаметных крыш на дальнем плане.



А после выставки в Горно-Алтайске открылся ее вернисаж в Якутском музее имени Ем. Ярославского. На фотографии – портреты алтайского кайчи, актера и режиссера Ногона Шумарова и яркого актера, режиссера Амаду Мамадакова. В поиске героев для живописных полотен Мире Аргуновой нынче летом помогали сотрудники Национального музея РА. Как раз во время ее поездки на три дня приезжал домой Амаду Мамадаков, о портрете которого Мира давно мечтала.

О другом герое она сказала в октябрьском интервью: режиссер Ногон Шумаров — личность легендарная, их познакомил Болот, которого она давно слушает, будучи поклонницей музыки в стиле «этно». Для художницы они оба открытые и приятные люди, у них «тонна обаяния», и при этом оба остаются на редкость простыми в общении.

«На берегу Катуни» (2019) — еще один холст, написанный нынче летом у нас на Алтае. По отзывам критиков, с этой картины в творчестве молодого автора начинается новый этап. В мощном течении Катуни открывается источник сильных художественных впечатлений, сама собой расширяется панорамность композиции, а образы обретают обобщенный характер. Работая на Катуни, художница нашла в пейзаже средство для выражения собственных переживаний.

  

Мира Аргунова работает сейчас над серией портретов известных представителей национальных культур, которые внесли весомый вклад в развитие общероссийской культуры. Как правило, это камерные либо парадные портреты – например, Надежды Варламовой, Амаду Мамадакова, Балдоржа Хууххэ. В этих трех случаях перед нами простая и четкая композиция, а другие работы портретной серии тяготеют к жанровым полотнам – как, например, «Портрет Болота Байрышева» (слева).

Живопись Миры Аргуновой часто бывает декоративной - в качестве примеров можно назвать «Золотое время» (2019) и «Всё суета и томление духа» (2019) – на репродукции справа. В таких работах видишь яркие орнаменты, оригинальные заставки, цифры с явным подтекстом, крылатые фразы, отражающие особое видение мира, свойственное автору. Отображая грани двух миров - реального и воображаемого – художник меняет манеру письма и начинает работать, по наблюдению искусствоведа Надежды Гаврильевой, большими цветовыми плоскостями. И новые вещи при таком подходе, в отличие от более ранних, обладают образным ассоциативным языком, им свойственны авторская философия и размышления о нашей повседневной жизни.



В короткое время выпускница Арктического государственного института культуры и искусств Мира Аргунова успела показать свои полотна на 18-ти международных, всероссийских и региональных экспозициях и организовала шесть персональных выставок. Последние по времени – две выставки в столицах Республики Алтай (на снимке) и Саха-Якутии.

Фото: YSIA.

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?