Автопортрет как исповедальный жанр

Екатерина СЕРГЕЕВА
10.11.2016

Просмотров:

2046



Около трехсот произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, видео-арта и художественной фотографии представлено на выставке «Прямая речь», которая открылась не так давно в залах Кемеровского областного музея изобразительных искусств. По задумке организаторов главный ее жанр – автопортрет. Нашу республику представили на «Прямой речи» Заслуженные художники РФ Сергей Дыков и Амыр Укачин.

Проект-конкурс организован при поддержке Министерства культуры РФ в рамках мероприятий, посвященных 30-летию регионального отделения «Урал, Сибирь и Дальний Восток» Российской академии художеств. В ней участвуют более сотни профессиональных художников Сибирского региона, начиная с поколения, которое заявило о себе еще в середине прошлого века.

В составе жюри – ведущие художники и искусствоведы Сибири, а председательствует в нем Заслуженный художник РФ Олег Яхнин (Санкт-Петербург). За лучшие автопортреты учреждены дипломы I, II, III степени, а также десять дипломов лауреатов. Это вторая межрегиональная выставка сибирского автопортрета, организованная музеем. Идея проекта «Прямая речь», направленного на продвижение жанра автопортрета в искусстве Сибири, зародилась еще пять лет назад, а ее итогом стала коллекция автопортретов из лучших выставочных работ для собрания Кемеровского областного музея изобразительных искусств – по завершении I межрегиональной выставки сибирского автопортрета «Прямая речь» (2011).

Автор и куратор масштабного проекта – искусствовед, заместитель директора по научной работе КОМИИ Марина Чертогова (на снимке), которая, по ее признанию очень любит жанр автопортрета.  «К художникам отношусь пристрастно: личность мастера мне не менее важна, чем его творчество.  Автопортрет — это не приукрашивание себя, это честное, иногда трагическое высказывание о самом главном, что тебя волнует, что составляет суть твоей души. Оно как раз требует максимального мужества и честности», – считает она.

 

Наши художники отправили на выставку несколько произведений, в результате чего в экспозицию вошли три работы.

— Немного удивлен тому, что в выставке мы участвовали вдвоем, поскольку возможность предложить для отбора на проект свои работы была у всех наших художников, – комментирует Амыр Укачин. – В выставочном положении было написано, что приветствуется автопортрет и прошлого века, и этого времени, поэтому я отправил два варианта. Один из моих автопортретов был сделан еще в студенчестве, поэтому были сомнения, что он войдет в экспозицию, но так произошло. Видимо, сочли, что в нем раскрыт характер. Я солидарен с мнением, что автопортрет — не самолюбование, а рассказ автора миру о себе, о своем мировоззрении, привязанностях, внутренних переживаниях. Автопортрет для меня — своего рода исповедальный жанр. На выставке «Прямая речь» представили свое искусство маститые художники, и приятно, что мои автопортреты также в этой экспозиции. По результатам планируется выпуск каталога, куда будут включены и наши работы…

— Все думают, что я не рисую автопортреты, но я делаю их время от времени, хотя, в принципе, побаиваюсь этого жанра, – признаётся Сергей Дыков. – Есть мнение, что у художников автопортреты крадут силу, а иной раз и уничтожают автора, заставляя его пройти через многие муки. Достаточно вспомнить Рембрандта, Ван Гога – они через этот жанр выплескивались и гибли. Бывают и отрешенные автопортреты. Так или иначе, время от времени художники рисуют себя. У меня периодически тоже возникает такая потребность — заглянуть в зеркало, посмотреть на себя, изобразить. И мне неважно, какой я получусь — приятный или не очень, просто иногда бывает, действительно, сходство, к нему и стремлюсь.  

Моя работа «Зеркало-лицо», что представлена на выставке в Кемерово, – сложная композиция,  апеллирующая к некоему запредельному. В ней участвует зеркало, поэтому, если зритель смотрит на нее, то видит не только автопортрет Сергея Дыкова, но и самого себя. Есть тут и вербальный нюанс — небольшой стишок дополняет композицию: «Каждое утро, заглядывая в зеркало, пытаюсь запечатлеть чужое, вчерашнее лицо…»  Когда занимаюсь автопортретом, то делаю множество рисунков, при этом не изучаю свое лицо, а стараюсь «вытащить» суть. Меня интересует в процессе, есть ли в зеркальном отражении человек. И иногда он появляется там. Я хочу быть откровенным. Хотя бы перед собой. Это желание всех художников, и иногда я «нарываюсь» на это и получаю ответ…

Метки

Добавить комментарий