Акварели Елены Корчугановой ярче фотографий

Екатерина БАЖЕНОВА
22.11.2019

Просмотров:

1941

Выставку «Мам, а ты помнишь?» открыла ее дочь Таисия



Снег метафизичен. Кто-то однажды это сказал, а я согласилась. Когда небо ссыпает на землю свое белое откровение, мы радуемся празднику чистоты. За холодным физическим явлением – энергия, что-то незаметно делающая с нашей душой. Она лепит в нас снежки из воспоминаний детства, и жемчуг зимы прорастает в настоящее таинственно и верно… Мне тепло, когда идет снег. Он окутывает меня поэтичным, нежным светом. А вас? Это чувство возникает и в те минуты, когда я смотрю на снег в акварельных сюжетах Елены Андреевны Корчугановой…

На выставке «Мам, а ты помнишь?», которая открылась в Детской художественной школе, - разные времена года, но меня потянуло именно к ее зимним работам… Экспозиция заработала 5 ноября, в дату рождения автора картин. Название – краткая фраза из дочерне-материнского диалога Таисии Менигечевой и Елены Корчугановой, который, уверена, не прерывался во все эти дни (уже скоро как год) после ухода от нас талантливой художницы, оставившей в своих волшебных акварелях музыку любви к жизни. Он слишком личный, но поскольку в нем всегда было место теме искусства, то просто необходимо было поделиться этим со зрителем…

«Эта выставка как машина времени — от точки невозврата, смерти мамы, -  говорит Таисия Менигечева. - Я как будто удаляюсь в прошлое вместе с посетителями выставки… Прошлый год, пятнадцатый, двухтысячные, голодные девяностые и даже те, где меня ещё нет. Это куда круче, чем фотографии, поскольку картины хранят эмоции, чувства, запахи и звуки… Да, очень тяжело, любой согласится, потерять любимого человека, в котором ты видел маму, учителя, брата, друга и вообще целый мир.


Мы очень много говорили обо всем… Когда я возвращалась с работы домой, она, привстав на цыпочки, целовала меня в лоб и спрашивала: "Голодная?" За столом, как обычно, общались на самые разные темы: история, искусство, жизнь, этимология слов, природа… Больше всего мне не хватает возможности говорить с ней, поскольку наше общение было всегда насыщенным и насущным для обеих. Отсюда и название выставки. Делая подборку работ для экспозиции, не задумывалась ни на секунду, и процесс шел без напряженных раздумий. Руки сами выбирали листы. У нее их очень много в архиве, и выставки можно делать хоть каждый год. Приглашаю всех желающих в маленькое путешествие по этой экспозиции, где вмещено немало от трудов, чувств и настроений моей мамы…»

Вернемся к корчугановскому снегу? «Большие снега и красная лопата» (2) - картина 2017 года. На ней – расчищенная дорожка от облаков снега, которые аккуратно заземлились везде, где можно. Уютный фрагмент дворика. Снега роскошные, и ощутима та удивительная тишина, что бывает после снегопадных настроений природы. Помните, в детстве, со своего маленького роста мы видели всё близко-близко. Процесс этот делал наше восприятие очень фокусным и фантазийным. Тот восторг, который дарил снег, не таял, даже если руки превращались в ледышки. Мы выходили в «большие снега» всегда как в первый и последний раз. Елена Андреевна просто изобразила кусочек своего дворика и неба, и в нем благополучно может зажить проекция радости из чьего-то еще детства.


А вот ветви в снегу за оконным переплетом («Ветки из окна. Поликлиника» 2012). Обычные и прекрасные. «У меня всегда есть внутренне стремление к полному исчезновению любого пафоса, - сказала художница в своем последнем интервью. - Акварель проста сама по себе. Если зрителя задели мои работы – хорошо. Вообще, для меня в восприятии всех художников самое лучшее то, когда ничего не делается специально для искусства. Самое ценное и интересное, когда художник пишет, потому что не может не писать».  Работа «Катунь. Снег» (4, того же года) не могла быть не написанной. Цельность и абсолютная законченность этого пейзажа покоряют. И в изображенную картинку хочется войти. Услышать беззвучный танец падающих хлопьев, сделать целительный вдох, ощутить магический легкий сумрак бессолнечного неба…



Годом позже родился корчугановский «Первый снег» (5). Светло-пресветло было на душе у автора, и он отдал этот свет своему новорожденному сюжету. Тот же первый, но уже подтаявший снег на одной из безымянных работ. Или это весна... «Мам, не помню, что это» – подпись под акварелью (1). Многие работы, представленные на этой выставке, - из архива художницы. Их никто никогда не видел до этого момента. Уголки природы, цветы, акварельный портрет дочери… Бесспорно, стоит посмотреть, если вы испытываете тягу к искренним, тихим и, действительно, непафосным вещам. В них Елена Андреевна оставила свой самый чистый и самый мудрый свет себя — как художника и человека…

Выставка продлится в Детской художественной школе до 4 декабря.


Метки

Ревзина 22.11.2019 в 12:50 # Ответить
Какой талант - так видеть мир и уметь это передать.

Добавить комментарий