Он никогда не стремился к тому, чтобы искать какого-то признания или успеха у тогдашней «системы». Витас Лукас оставался беспристрастным свидетелем всего, что творилось вокруг. Однажды мне пришлось возвращаться в Усть-Коксу из Москвы через аэропорт Усть-Каменогорска, а дальше поездом до будущего Риддера, оттуда до ближайшего леспромхоза и вслед за тем на лесовозе до перевала, потом пешком до Карагая, где работали знаменитые тогда мараловоды Поповы. Глава семейства Фатей Попов ничуть не удивился моему появлению со стороны Рудного Алтая. Мы долго разговаривали в тот вечер, и я не мог знать, что пройдут годы — и однажды я увижу их дом точно таким же, как тогда, в далёких 80-х, и поможет в этом неизвестный до поры до времени Лукас.
Ходульные, пропагандистские сюжеты тех лет выброшены на свалку. И только сейчас приходит заслуженное признание к честным и беспристрастным фотографам тех лет — таким, как Владимир Сёмин, которого мы открывали для себя еще в студенческие годы, Владимир Соколаев с его «Цыганочкой-пастушкой на коне» или запрещенный тогда Витас Лукас.