Сентябрьская поездка Хамбо Ламы Д.Аюшеева по Республике Алтай после встреч в Горно-Алтайске началась с остановки на Семинском перевале, где воздвигнут обелиск в честь добровольного вхождения алтайцев в состав России.
В Онгудайском районе путь Хамбо Ламы лежал в верховья Каярлыка, в урочище Бозыр-Таш, где сохранилось место молений алтайских бурханистов.
Каменные выкладки Бозыр-Таша, выполненные в строгом соответствии с буддийскими канонами, поразили высокого гостя полным сходством со священной Мандалой.
Алтайский лама Арам Кыпчаков рассказывал своему учителю о временах Ойратского ханства, когда алтайский народ исповедовал буддизм.
В селе Каярлык, где алтайские зайсаны принимали решение о принятии российского подданства и, как свидетельствуют документы царского времени, «клялись на бурханах», глава буддистов России с большим интересом слушал местных жителей.
Дальше путь бурятских гостей лежал в урочище Ак-Кобы, где воздвигнут субурган в честь алтайского проповедника и просветителя Боора, который учился в середине XVIII века в Тибете.
Жители окрестных деревень пришли, чтобы встретиться с Хамбо Ламой и почтить память великого предка.
Субурган был воздвигнут в урочище Ак-Кобы усилиями буддийской общины «Ак-Буркан», по приглашению которой Хамбо Лама совершил первую поездку на Алтай.
Приезд главы Буддийской традиционной сангхи России в Горный Алтай вызвал большой интерес во всех районах республики, а самой многочисленной и живой по своему содержанию была встреча в Онгудае.
Люди пришли на встречу, чтобы задать буддийскому иерарху свои вопросы о вере и атеизме, о нынешней жизни в России – обо всем, что их сегодня волнует и беспокоит.
На следующий день, 8 сентября, гостей встречали в высокогорном Кош-Агачском районе. Слева – глава района Ауельхан Джаткамбаев, справа – известный общественный деятель, историк и писатель Бронтой Бедюров.
В зале находились представители местного духовенства, общественности – люди разных религиозных и политических взглядов.
В беседе с представителем русской общины Кош-Агачского района Николаем Краснослободцевым гость из Бурятии убедился в том, что идея строительства трех храмов в одном селе – буддийского, православного и мусульманского – близка к воплощению.
Хамбо Лама пришел поклониться памяти чуйского зайсана Очурдяпа, который в конце XIX века, передав мирскую власть брату, стал буддийским ламой.
Много нового и интересного из истории алтайского бурханизма гости узнали в Кокоре в краеведческом музее, который был основан Заслуженным учителем России Краем Бидиновым.
Это была встреча, которую Край Бидинов ждал всю свою жизнь.
А в среду, 9 сентября, Хамбо Ламу ждала новая встреча - глава Ябаганской сельской администрации Геннадий Сурасманов показал гостям статуэтку Будды, найденную во время дорожных работ у Ябаганского перевала.
В этот же день в Экинуре на усадьбе Веры Егоровны Аларушкиной был совершен обряд освящения нового субургана, возведенного на пожертвования местных жителей.
И снова, как при всех других встречах, жители со всего Усть-Канского района задавали Хамбо Ламе свои вопросы и перед прощанием с ним просили у него благословения.
Фото: Евгений Бутушев. E-mail: butushev72@mail.ru