В пятницу, 2 февраля, в Твери открылась фотовыставка «700 дней на мотоцикле». В экспозиции, подготовленной байкером-путешественником и фотографом Анатолием Чернявским, представлены работы, сделанные в течение двух лет – одного года по Южной Америке и года путешествий по Сибири и Дальнему Востоку. На афише, которая приглашает на выставку жителей Твери и ее гостей, - часть «алтайского Марса».
В юности он серьезно увлекался спортом, но тяжелые травмы перечеркнули все его планы. В трудный момент Анатолий вспомнил о детском увлечении мотоциклами. С того времени, когда он решил стать мотопутешественником, прошло уже десять лет. Увлечение переросло в его образ жизни. Путешествия год от года становились более серьезными и продолжительными, появились новые цели, выраставшие из искусства современной фотографии.
Он называет Горный Алтай и Камчатку самыми интересными в России регионами для путешествий. Живя в небольшом городке Удомле, Анатолий Чернявский работает на Калининской АЭС, состоит в Русском географическом обществе. В разные годы побывал почти во всех республиках бывшего Союза. На международном мотосалоне IMIS-2015 стал победителем в номинации «Лучшее мотопутешествие». После нескольких персональных фотовыставок считает нынешнюю «подведением итогов, сдачей всех творческих долгов», учитывая, его путешествие на мотоцикле длится уже более десяти лет.
В ноябрьском номере журнала «МОТО» за прошлый год был напечатан красочный отчет о его продолжительном путешествии по Алтаю, Саянам, Восточной Сибири и Дальнему Востоку. «Тем, кто проходит Горный Алтай только, чтобы уйти в Монголию, я сочувствую на правах того, кто проделал когда-то так же», - признаётся Анатолий Чернявский в самом начале путевых заметок «По диагоналям Родины. Алтай». Горная республика для него самое интересное направление в нашей стране по совокупности всего, что необходимо для реальных приключений: высочайшее качество интересностей, их доступность и дикость, а также цены. Камчатка не так доступна, да и ехать туда гораздо дороже.
Первое, что его интересовало в горах - возможность бюджетно подняться на Белуху. О таких подъемах с участием опытных байкеров со стороны Казахстана периодически пишут в СМИ и в социальных сетях. Дорога лежала через поселок Тюнгур, расположенный в горах «под зеленым хребтом, похожим на динозавра». Поселок при всей самобытности показался путешественнику хорошо знакомым с массовыми туристами. После моста над Катунью ждала ночевка на турбазе «Высотник» - вполне комфортабельной, рассчитанной на организованных туристов, с хорошим кафе и интернетом.
В сталинские времена были планы соединения двух трактов – Уймонского и Чуйского, в районе Ини. Дорога от Тюнгура вдоль Катуни осталась недостроенной, но если автотуристу там делать нечего, то для человека на мотоцикле – это сущий рай. На Чуйском тракте, чтобы забыть крутые цены «Высотника» для байкеров, желающих подняться на Белуху, лучшее средство - подкрепиться любимыми мантами, а дальше - дорога на Челушман. День подходил к концу, оставаться в Акташе не имело никакого смысла, да и погода звала на перевал Кату-Ярык, сделать закатные фотографии. К тому же там, над живописной долиной, идеальное место для ночевки.
Утром при спуске в долину путешественник видел, как всё изменилось. Прежде была пара турбаз по дороге к Телецкому озеру, а теперь они всюду. Кафе, магазины и даже спутниковый интернет. Но рядом в своих юртах остаются местные жители, понимающие, что рынок сбыта мяса и молока теперь на турбазах. Да, это так: туризм забирает у них землю с покосами. Турбазы занимают большие территории, везде заборы, перекрывающие доступ к свободным пастбищам. «Всегда есть несколько точек зрения на развитие, - пишет Анатолий Чернявский. - По мне, здесь сейчас отличное сочетание сохраняющейся самобытности и развивающегося туризма. Посмотрим, что будет в будущем».
Он выбрал турбазу «Каменные грибы» напротив тропы, ведущей к одноименной достопримечательности. Желающие попасть к каменным грибам платят лодочнику, на переправе через Челушман, 500 рублей с четверых. Поставить палатку - 100 рублей. Два попутчика нашлись быстро, переправа заставила отложить обед на ужин. Подниматься к грибам - около часа, но после первых больших камней, висящих странным образом на тонких многометровых ножках, не надо останавливаться. Нужно карабкаться вверх, ко второй части грибов, где открывается захватывающий вид сверху.
После долины Челушмана - дорога на Кош-Агач. Отсюда можно ехать напрямую в Туву. Кош-Агач, невзрачный суетной поселок, сильно был недооценен путешественником в прошлый раз, он просто промчался в сторону монгольской границы, которая совсем рядом. В этот раз Кош-Агач показался фотографу «очень интересным». В юрточном кемпинге «Тыдтуярык», в 15-ти км Кош-Агача, легко распрощаться с мифом о том, что в Горном Алтае нет комаров, их здесь много.
После установки палатки, разгрузки мотоцикла самое время двинуть в сторону Курайского хребта. Там, где дорога заканчивается, ландшафт позволяет подниматься по целине еще выше, до 2.500 метров. На узком хребте открываются превосходные виды на ледник и котловину Чуйской степи.
На следующий день дорога привела к двум озёрам - Каракуль и Аккуль. Одно – чёрное, с ключевой водой, а другое белое, ледниковое. Перед выездом обратно на тракт есть возможность увидеть «цветные горы». Их много в верховьях Чуи, с некоторых пор для туристов это «алтайский Марс». Попадая на причудливые курганы желтого и красного цветов, попадаешь как на «другую» планету.
Еще одна цель – Карагемский перевал. Красивая дорога ведет через широкое ущелье к реке, не такой большой, как Бугузун, но всё же глубокой. После переправы дорога идёт дальше наверх, к Белухе, которую хорошо видно с перевала. Перед вершиной перевала встретились мохнатые яки, а дальше и сам пастух, точнее, его мотоцикл. Для него жизнь здесь - обыденность, как и поездка на китайском мотоцикле с лысой резиной на перевал со стадом яков, а для мототуриста - это подвиг.
Погода была отличная, ярко светило солнце, и совсем не было ветра. Лучшее время для отдыха на вершине перевала с видом на Белуху, на соседние хребты. Попадая в такие места, всегда жалеешь, что нужно уезжать, даже если впереди еще много приключений.
Выставка в Твери открыта по 4 марта 2018 года. Фотографии публикуются с разрешения автора.