— Сергей Леонидович, в предыдущих беседах мы поговорили о земельной ипотеке как таковой, и в теории всё это выглядит привлекательно. А есть ли у наших властей хоть какой-то практический интерес к новому делу?
— Нынешняя власть, к сожалению, увязывает такого рода интересы с собственной выгодой. Классическая реакция современного чиновника на любое новшество: «А что я с этого буду иметь?» Не знаю, может, на первых порах земельная ипотека получит своё развитие даже не на уровне региональных органов власти, а при поддержке муниципальных образований. Почему? А потому что сама жизнь может заставить сельских начальников живее решать земельный вопрос.
Большинство публичных образований РФ (а это субъекты Федерации и муниципальные образования) обладают сейчас необходимым объёмом ликвидных земельных активов с высокой рыночной стоимостью, вполне способных работать в качестве надежного ипотечного обеспечения при привлечении долгосрочных и низкопроцентных инвестиций, причём в объемах, сопоставимых с бюджетами этих территорий. Мы много говорим о развитии туризма в Майминском, Чемальском, Усть-Коксинском или Кош-Агачском районах. Вот где-то здесь и должны появиться первые ростки новых земельных отношений.
— А где гарантии, что эти новые отношения не превратятся в «дикий рынок», который мы видели во время приватизации бывшей госсобственности?
— Да, такие опасения высказываются. Но я уверяю, что дефициты бюджетов СФ и МО в значительной мере можно компенсировать за счет привлечения российских и иностранных инвестиций под ипотеку сравнительно небольшой части разгосударствленных публичных земель. И с учётом опыта «прихватизации» 90-х годов этот процесс разгосударствления должен проходить под строгим контролем законодательных органов власти. При этом Залоговый земельный фонд (ЗЗФ) как форму государственно-частного партнерства следует учреждать в виде ОАО, мажоритарными акционерами которого станут исполнительные органы публичных образований – собственники земельных активов.
Идём далее. Организацию значительной части федеральных межбюджетных отношений целесообразно строить как раз на рыночной основе, в том числе вовлекая в гражданский оборот наши земельные ресурсы и обеспеченные ими ипотечные ценные бумаги органов публичной власти всех уровней. Заимствованиям ЗЗФ при необходимости можно предоставлять государственные гарантии РФ, получив в обеспечение встречные гарантии от ЗЗФ региона в виде принадлежащих ему земельных активов и ипотечных ценных бумаг.
— Вы руководили долгое время коммерческим банком и, исходя из собственного опыта, можете судить, насколько это выгодно для финансовой системы…
— С учетом нынешних реалий, вызванных мировым экономическим кризисом, мы должны понимать сегодня, что государственным регуляторам - прежде всего, Центробанку РФ - целесообразно разрешить кредитным и финансовым организациям учитывать залоговые финансовые инструменты ОАО ЗЗФ регионов в качестве ликвидного обеспечения и принять экономические нормативы, другие организационно-правовые документы, стимулирующие отечественную земельную ипотеку. Эти меры только укрепят национальную банковско-финансовую систему, сократят объёмы «токсичных активов» и непроизводительных материальных издержек, облегчат разрушение «кредитных тромбов», препятствующих поступлению долгосрочных финансовых ресурсов в реальный сектор экономики страны.
Я понимаю, местным чиновникам всегда удобно говорить о себе: «А что мы… Мы люди маленькие. Такие дела в Москве решаются…» Вынужден возразить таким приспособленцам: если мы всерьёз намерены продвигать такие проекты, как ОЭЗ «Алтайская долина» или ГЛК «Манжерок», нам рано или поздно придётся решать проблему земельного залогового фонда. И чем скорее мы обратимся с этим вопросом на федеральный уровень, тем лучше это будет для региональной экономики.
— А как это может выглядеть на практике? Трудно представить, что Собинбанк или «Русский стандарт» начнут развивать у нас земельную ипотеку…
— У каждого банка своя зона ответственности, своя клиентура, и здесь не может быть никакой стихии. Нам предстоит по аналогии с Банком развития РФ (ВЭБ) законодательно учредить Земельный банк РФ, который должен наряду с Земельной биржей, Ипотечным земельным агентством и Государственным депозитарием – а эти структуры у нас уже есть - стать системообразующим институтом новой архитектуры отечественного земельного рынка. На первом этапе подобный статус можно придать «Россельхозбанку», исключив из его деятельности непрофильные функции.
Кстати говоря, на данный момент новая ипотечная модель привлечения инвестиций прошла апробацию, поддержана и рекомендована к внедрению в пилотных регионах страны Министерством экономического развития РФ, Московской Торгово-промышленной палатой, РАЕН, ОО «Деловая Россия», Ассоциацией малых и средних городов России, Парламентским центром «Кооперация и социальный прогресс», рядом депутатов Госдумы и членов Совета Федерации РФ. Большой интерес к ипотеке земли проявили и крупные зарубежные инвесторы.
— Ну вот, теперь самое время поговорить о зарубежных инвесторах. Жители нашей республики с удовольствием читают о визитах в Горно-Алтайск арабских и китайских, французских и австралийских инвесторов… А в этот раз кого ждать?
— Да, я тоже встречаю время от времени такие сообщения. А хотите знать, почему им хватает одного визита, чтобы решить для себя, стоит ли рисковать своими капиталами, вкладывая их в экономику Горного Алтая? Как я уже говорил в начале наших бесед, их отпугивает как раз земельная проблема. Они не хотят быть у нас «на птичьих правах». Им нужны твёрдые гарантии, и прежде всего вопросы, связанные с собственностью на землю.
Я в последние два года и главе республиканского парламента И.Белекову, и министру А.Алчубаеву неоднократно предлагал создать новый инвестиционный механизм на базе ипотеки публичных земель. Передал 5 (пять!) официальных предложений (писем) от иностранных инвесторов, готовых предоставить долгосрочные и низкопроцентные инвестиции в проекты на территории Республики Алтай с использованием ипотеки земель. Никакой реакции! Для меня это непостижимо.
— Сергей Леонидович, если мы обратимся к опыту 90-х годов, то увидим там много самых головокружительных проектов вроде того, что уголь к нам в Горно-Алтайск лучше всего засасывать по воздушно-вакуумной трубе… Наверняка и Вы слышали о таком «коммерческом предложении». А нынешний Ваш проект случайно не из той же серии?
— Вопрос понял. Вот письмо президента компании «Global Fund Management & Administration PLC» Валерия Никифорова от 7 октября 2009 года на имя премьер-министра России В.Путина. Являясь представителем группы финансовых компаний Международного инвестиционного холдинга, он подтверждает возможность предоставления финансовых ресурсов на условиях долгосрочного займа /ссуды, в значительных объемах, и обязуется выступить в качестве инвестора по реализации социально-экономических программ Российской Федерации на следующих условиях: срок инвестирования – до 10 и более лет; процентная годовая ставка 4-5%; возможно предоставление моратория на выплату процентов и погашения кредита на 2 года; выплата процентов – ежегодно.
Писать такого рода письма премьер-министру страны «люди с улицы» не будут. В письме говорится о том, что в качестве гарантий возврата капиталовложений «можем рассмотреть земельные участки, ценные бумаги (векселя, закладные, акции, облигации, гарантии банков, депозитные сертификаты, а также… обеспеченные ипотекой земли, оформленные по методике академика РАЕН С.Ленкина». При этом авторы письма прекрасно отдавали себе отчёт в том, что в случае необходимости я должен был, что называется, «по первому звонку» явиться в правительство В.Путина и рассказать о своей методике. Мои рабочие контакты в письме на имя премьер-министра страны были обозначены.
— И какой была реакция на эту инициативу со стороны федерального центра? Вы увидели после этого письма какие-то сдвиги в решении земельного вопроса?
— Об актуальности ипотеки публичных земель шёл самый нелицеприятный разговор на совещании с участием ныне действующего президента Д.Медведева в Сочи 11 августа 2010 года. Речь шла о социально-экономическом развитии юга России, и неспроста полпред главы государства в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин отмечал, что Минфин РФ готов под займы и кредиты предоставить госгарантии, однако есть проблемы с признанием земельного залогового обеспечения. На что президент Д.Медведев остро парировал: «Во всём мире единственная ценность, которая берётся в залог, — это земля; решается вопрос её оценки и привлекательности, а если ничего другого нет, надо землю брать… Что они хотят - чтобы против минфиновских гарантий поставили (в залог) деньги? Тогда и гарантии не нужны...»
Мне кажется, что президентом сказаны самые важные для нас слова о том, что сразу после передачи реальных полномочий с федерального уровня на уровень субъектов Федерации нам здесь, в Республике Алтай, придётся поспешить с учреждением ОАО, которое будет распоряжаться как раз земельными активами. У нас есть все возможности для того, чтобы оказаться в числе самых первых, и тогда не будет никаких проблем с долгосрочными инвестициями в экономику республики. Если же мы не поторопимся, и если снова будем отставать, увеличивая свою зависимость от федерального бюджета, Москве не останется ничего другого кроме как ликвидировать наш субъект и присоединить его либо к Алтайскому краю, либо к Кузбассу. Жаль, что этого до сих пор не понимают на уровне руководства республики.
— А наш губернатор А.Бердников знает что-нибудь об этом ОАО, и есть ли у него круг наиболее вероятных учредителей?
— Я предлагаю ознакомиться вот с этим документом – письмом на имя губернатора А.Бердникова от 18 августа прошлого года. На юге России широко известна Программа «Азовский бассейн - XXI век», над которой работает Международный фонд развития Азовского бассейна. В письме говорится среди прочего о том, что президент Д.Медведев в Сочи 11 августа подверг резкой критике руководителей регионов «за плохую работу по привлечению инвестиций и прямо указал, что надо использовать для залога земли». Названа также сумма возможных инвестиций в региональную экономику - 50 миллиардов евро.
— Азовский бассейн… Игорная зона «Сибирская монета»… Кстати, и там, у Азовского моря, тоже хотели бы видеть игорную зону. Нет ли какой-то взаимосвязи между двумя проектами?
— Знаете, в Объединённых Арабских Эмиратах любят отдыхать лидеры всевозможных исламистских организаций – как и в Турции, кстати говоря. Но это ведь не мешает руководителям нашей республики отдыхать там же… И никого из нас это не наводит ни на какие подозрения. А если говорить серьёзно, конечно же, для нас ценен весь опыт, накопленный в российских регионах, в том числе по программе «Азовский бассейн – XXI век».
В октябре прошлого года компания “Global Fund Management & Administration”, (Seychelles, Lichtenstein), представляя группу финансовых компаний Международного Инвестиционного Холдинга, снова подтвердила свои намерения в письме на моё имя. Будучи солидной компанией-займодавцем, GFM&A готова и способна предоставить по Договору займа денежные средства в законной валюте Европейского Союза для проектного финансирования в таких областях, как промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, энергетика, здравоохранение и ряде других.
Наши партнёры подтверждают, что предоставляемые денежные средства поступают от европейских банков высшей категории надёжности, не имеют криминального происхождения, ничем не обременены. И далее говорится, что для начала работы клиент (имеется в виду правительство РА) может направить в адрес компании GFM&A заявку в произвольной форме.
— И какой была реакция наших властей, если не секрет? По телевизору мы часто слышим от них, как много они делают для привлечения финансов к нам в республику… А в этот раз как было?
— Вот мои письма в Госсобрание – Эл Курултай и в правительство РА на имя министра А.Алчубаева. Этим письмам – уже больше года. При личных встречах наши чиновники вроде бы и «за», но на деле результат до сих пор — нулевой. Сейчас жду приглашений в другие регионы РФ, где планируется реализовывать инвестпроекты на основе ипотеки публичных земель, причём инвесторы уже есть. Если нашим властям мои предложения будут неинтересны, придётся ещё какое-то время поработать в других регионах.
Я устал повторять, что по моей инициативе создан и прошёл многолетнюю апробацию в муниципальных образованиях и субъектах РФ новый инвестиционный механизм на основе разгосударствления и ипотеки публичных земель, по затратам и эффективности одинаково приемлемый для кредиторов и заёмщиков. К настоящему времени мною как автором проекта «Земля - инвест», членом Экспертного совета Европейского инвестиционного бизнес-форума ICONVIENA 2010 и руководителем общественной организации – Международного Фонда содействия развитию Горного Алтая, уже проведены переговоры с иностранными и отечественными стратегическими инвесторами, и получено от них принципиальное согласие на вложение долгосрочных и низкопроцентных финансовых ресурсов в экономику Республики Алтай.
По этому поводу я неоднократно встречался с министром А.Алчубаевым и передал ему для рассмотрения правительством РА предложения по взаимовыгодному сотрудничеству с Финансовой группой «MRS investment Group Sp.z.o.o.», группой финансовых компаний Международного финансового холдинга «Global Fund Management & Administration PLC», Международным Фондом «Fundacion souvereign magistrate o.s.j. Praga, international», Международным Фондом развития Азовского бассейна, ПО «Развитие регионов России»... Не понимаю, каких ещё предложений они ждут.
Вот лишь одно из десятка таких писем:
Эти компании уже приступили к работе с другими субъектами РФ и предлагают правительству РА в рамках государственно-частного партнерства самые разные, одинаково выгодные схемы инвестиционной деятельности, предусматривающие использование как земельных, так и других финансовых инструментов, с помощью которых могут привлекаться «длинные» внебюджетные денежные ресурсы для ускорения территориального социально-экономического развития. Какие ещё аргументы нужны, чтобы убедить наших чиновников в важности этой работы?
— Сергей Леонидович, вот Вы упомянули высказывание президента Д.Медведева на совещании в Сочи. А буквально на днях он заявил о том, что регионы «созрели» для того, чтобы снова проводить прямые выборы губернаторов. Когда власти не хотят работать, их нужно переизбирать. Вы с этим согласны?
— Ещё бы я спорил с этим… Но ведь мы говорим о том, что происходит сегодня, сейчас. Нам нужно решать вопрос с организацией ЗЗФ не через два или три года — нам это нужно сегодня, и потому я всё же рассчитываю на здравый смысл, которым надо бы руководствоваться руководителям республики. Учитывая важность обсуждаемого вопроса, я считал бы целесообразным образовать постоянно действующую Рабочую группу из представителей заинтересованных ведомств, учёных и специалистов, задачей которой стала бы отработка и реализация подобных предложений, активизация всей инвестиционной политики РА на нынешнем сложном этапе развития республики, когда снова ставится под сомнение сам факт её существования. Со своей стороны готов принять самое активное участие в предстоящей работе – если, конечно, в этом нуждаются местные власти.