В Японии среди вероятных потомков афанасьевцев

Григорий КУДРЯШОВ
05.02.2020

Просмотров:

317

Зима на гравюре японского художника Утагава Хиросигэ

Приглашение на участие в мероприятии Ассоциации женщин айнов - коренного населения Японии, - поступившее от Международной общественной эко-гастрономической организации Слоу Фуд, явилось для меня ошеломляющим. Побывать в этой стране было моим давним и, как казалось, несбыточным желанием. Увлечение историей заставляло находить время для ее изучения, но познания были отрывочны, скупы и разрозненны. Они не давали цельной картины представлений о Стране Восходящего Солнца. Поэтому возможность непосредственного общения с ее жителями стала для меня большой удачей. 

Немного об айнах

Но почему малоизвестная группа женщин в самой Японии, и неизвестная за ее пределами, выступила организатором проведения международного мероприятия, собравшего около двухсот делегатов из 27 стран?  Только 11 лет назад Японский парламент признал айнов самостоятельным национальным меньшинством, и вдруг теперь они обозначились на мировом уровне. Алтайским тубаларам, теленгитам, кумандинцам и челканцам, например, о таком взлете можно только мечтать. Конечно, в отношении айнов руку приложила Международная ассоциация Слоу Фуд, ставшая мировым лидером среди общественных объединений граждан и имеющая своих сторонников в 160 государствах. Но выбор айнов не случаен. Эпоха глобализма порождает вопросы, решение которых не следует откладывать в долгий ящик. В такой ситуации опыт коренных народов важен и ценен.

Финансовую поддержку форуму оказали фонды Кристенсена, Тамалпаис, Пованки, Мицубиси, Международный фонд сельскохозяйственного развития и Японский фонд. Внимание финансистов к этому проекту тоже свидетельствует о том, что в глобальном мире что-то не так, а искать пути выхода из кризисных ситуаций нужно коллективным способом в процессе дискуссий.

Поездка заставила меня познакомиться с историей айнов, во многом суровой и печальной. В переводе с айнского языка слово айн означает настоящий человек. Эти люди еще 15 тысяч лет назад расселились по землям возле устья Амура, на Сахалине, юге Камчатки, Курильской гряде и островам Японского архипелага. Среди историков нет единого мнения об их прародине. Одни считают, что они пришли из Полинезии, другие – из материкового Китая, третьи - из Сибири. Есть версия, что айны являются потомками гипербореев, от которых якобы пошли арии и праславяне. Лингвисты в языке айнов обнаружили элементы санскрита, англо-германских и славянских языков.



На старых фотографиях, сделанных в царское время, мы видим "настоящих людей" — айнов. 



Сибирское происхождение айнов поддерживают даже японские антропологи несмотря на присутствие у них черт монголоидной и австронезийской рас. Иногда их называют прямыми потомками представителей древней Афанасьевской культуры, памятники которой сохранились у нас на Алтае. Русские первопроходцы, осваивавшие земли низовьев Амура, Сахалина и Камчатки, увидели в айнах своих собратьев, белолицых и бородатых.

Известно, что в 1695 году казак Лука Морозко рапортовал царю об островах, «населённых белыми людьми». В то время японцев не было ни на Курильских островах, ни даже на Хоккайдо. В 1705 году отряд казака Ламаева, отправленный Петром Первым в земли айнов, собрал с них первую дань. Есть фотографии, на которых Лев Толстой и мужчина айн схожи, как будто у них был один отец. Женщины делали татуировки вокруг губ, напоминающие усы у мужчин, что являлось признаком красоты.

Айны жили небольшими поселениями, занимались рыбной ловлей, охотой, собирательством. Такой образ жизни позволял им существовать за счет возобновляемых ресурсов, в полной гармонии с окружающей средой. Они исповедовали анимизм, обожествляли природу, жертвоприношения связывали с культом медведя. Еще айны курили, что дало повод некоторым исследователям связать их с американскими аборигенами.



И все же древние айны были представителями белой расы. Но они жили в окружении других народов – нивхов, уильтов, нанайцев, эвенков, а позднее и японцев. Соседям трудно было избежать смешанных браков, и за столетия в айнах начали проявляться монголоидные черты. В Центре содействия культуре айнов «Саппоро Пирка Котан» я внимательно вглядывался в лица местных жителей и находил, что влияние было от сильного до малого. Встречались девушки, в которых ничего монгольского не было.

С трехсотого года до новой эры на острова устремились предки нынешних корейцев и китайцев. Переселенцы принесли с собой культуру рисового земледелия. Потребовалось полторы тысячи лет, чтобы сложилась японская нация, каковой она является сегодня. Рисосеяние позволило с меньшей площади получать больше пищи, что подтолкнуло к увеличению численности населения и его расселению на все большей территории. При этом коренные жители притеснялись или изгонялись с обжитых мест.



Остров Хоккайдо, который полностью являлся этнической территорией айнов, был буквально завоеван японцами в середине XIX столетия. Айны были подвергнуты жесткому прессингу. Им запрещалось ловить рыбу, их насильно заставляли заниматься земледелием, забывать свой язык, и за полтора столетия этот народ утратил свою национальную идентичность. Зато многие традиции и обычаи перекочевали к японцам. Обряд харакири, умение владеть двумя мечами, самурайская клановость — всё это когда-то было айнским достоянием. Даже кимоно было скопировано скорее всего с айнского запашного халата, а не с китайской одежды ханьфу. Навряд ли бы айны стали носить одежду своих поработителей и угнетателей.

Сегодня в Японии по разным источникам насчитывается от 20 до 26 тысяч айнов. Но это уже не те люди, каковыми они были сто или двести лет назад. Они почти японцы, поскольку не знают своего родного языка. Культурные центры айнов больше похожи на этнографические объекты для привлечения туристов.

Но что же заставило японский парламент признать айнов национальным меньшинством? Навряд ли примером послужили подобные акты у соседа, в России, где в 90-е годы прошлого столетия обратили внимание на коренные малочисленные народы. Или Китай, в котором национальные меньшинства имеют свои автономии. Должны быть другие причины. Но о них скажу позднее. А пока перейдем к российским айнам.

На территории музейного комплекса

Взаимоотношения первых русских поселенцев и айнов в целом складывались хорошо. Даже существовал указ императрицы Екатерины II: «…мохнатых курильцев оставить свободными и никакого сбора с них не требовать, да впредь обитающих там народов к тому не принудив, но стараться дружественным обхождением и ласковостью… продолжать заведенное уже с ними знакомство». Конечно, плохую роль в отношении айнов сыграла сахалинская каторга. Беглые каторжане занимались грабежом, а казаки преследовали за их укрывательство. Губительной явилась разноликая государственная подчиненность юга Сахалина и Курильских островов: то совместное пользование, то полное японское господство.

После второй мировой войны советская власть признала айнов «ненадежными гражданами» и депортировала их в Японию. Народ исчезал на глазах. В 1979 году в СССР вычеркнули этноним айну из списка живых этнических групп. По последней переписи населения, в России айнами назвали себя всего 109 человек. Проще представиться японцем, поскольку будет обеспечен безвизовый въезд в Японию.

На Сахалине я пытался найти людей, кто видел или знал айнов. Таких не нашлось. Только экспозиция в краеведческом музее Южно-Сахалинска свидетельствует о том, что эта земля тоже когда-то им принадлежала. И еще останец «Лягушка» в окрестностях города, где туристам рассказывают одну из легенд айнов.

Фото автора и из архивов дореволюционного времени.

(Продолжение - здесь).

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?