В алтайском репортаже Павла Иванова, организованном представителями местной оппозиции, содержатся их спорные доводы по поводу истории буддизма на Алтае и его современного состояния. В частности, они намеренно искажают тот факт, что буддийская община «Ак Буркан» как прежде, так и сейчас — в составе Буддийской традиционной Сангхи России, централизованной религиозной организации, самой крупной буддийской общины в России.
Да, представители других школ и направлений, известных в современном буддизме, тоже бывают на Алтае, а последователи европейского гуру Оле Нидала прекрасно чувствуют себя в Чемальском районе; адептов других буддийских школ и течений можно встретить в Усть-Коксинском, Турачакском, Шебалинском и других районах республики.
Очарованный языческими преданиями, Павел Иванов принял, как кажется, и точку зрения своих героев, утверждающих, будто здесь на Алтае только во времена Ойратского ханства непродолжительно имел какое-то влияние буддизм, от силы лет 100-150. Факты, свидетельствующие об обратном, старательно замалчиваются.
Вот лишь один из таких фактов, отмеченный известным актером и режиссером Амаду Мамадаковым. В Эрмитаже есть зал по соседству с тем, где выставлена знаменитая Колыванская ваза, и там внимание посетителей привлекает загадочная статуэтка Будды. Наши земляки, стоя перед ней, поневоле вспоминают традиционный алтайский головной убор.
Это изображение Будды соседствует с другими, которые появились в период Тюркского каганата. Это было время, когда тюрки открыли для себя учение Лотосовой Сутры, а в памяти алтайского народа до сих пор сохранилось предание о том, как в горах случилось однажды страшное наводнение, священные книги намокли, и их пришлось сушить, раскладывая на траве. А по соседству паслись коровы, и вперемешку с травой были съедены страницы священного текста.
Было это или нет, подтвердить могут только археологи, хотя уже известны находки других статуэток Будды в горах Алтая. Но в зале Эрмитажа посетителей встречает Будда в такой же точно шапке, которую можно увидеть на горячих головах алтайских «беловерцев».