В поисках Шамбалы

Арчын ТОРБОКОВ
24.02.2013

Просмотров:

2560

На Алтае сошлись пути всех искателей заветной страны счастья

Нам не раз предрекали конец света. В череде апокалипсических ожиданий 21 декабря минувшего года считали самой достоверной датой. Многие всерьез не воспринимали трагические предсказания, но свечи и спички закупали пачками – на всякий случай.

Как сообщалось, лама из монастыря Гьяндрек под Кайласом, известный как оракул Шамбалы, поведал о предстоящем прохождении Земли через галактическую «нулевую полосу», которое начнется 21 декабря 2012 года. В этот момент практически на всей Земле наступит полная темнота и тишина: ни света, ни звука! «Страшная дата» прошла. Конец света так и не настал. И тут выяснилось, что никакого оракула из таинственной Шамбалы… нет и не было на белом свете.

Алтай исстари манит взоры тех, кто ищет эту сказочную землю. Именно с ней связаны многие сказания о Шамбале. Её ещё называли страной Беловодья, в поисках которой первые русские переселенцы пришли на Алтай в XVIII веке. Это были старообрядцы. Основным местом их расселения стала Уймонская степь. Здесь ими было основано несколько крупных поселений. Сами себя они называли кержаками, а веру свою – стариковской. Главным жизненным смыслом для них было сохранение традиционно бытового уклада и старой веры, отождествляемого ими с истинным православием.



Н.К. Рерих. "Песнь о Шамбале».


Все последующие «переселенческие волны» русских столкнулись в Уймоне с необычным фактором. Им на пути встали – нет, не язычники-алтайцы, – а братья по крови и вере! Речь идет о противоборстве «старого» и «нового» православия. Старообрядцы требовали с них большие деньги за право селиться и строиться в Уймоне. Лишь единицы из новоприбывших могли себе это позволить. Основная масса же была нищей, ушедшей из центральных губерний в поисках лучшей доли. Как пишет священник Б. Герасимов в историко-этнографическом очерке «В долине Бухтармы» (Семипалатинск, 1911), это касалось «приписных рабочих к рудникам и заводам <…> бежавших от тяжёлых условий жизни, <…> преступников, присуждённых к тяжёлым наказаниям, долгосрочных обитателей тюрем, которые искали убежище на Алтае. Перспектива голодного существования и исполненного всяких опасностей скитания в алтайских дебрях казалось им всё же лучшим исходом, нежели каторжная жизнь с её ужасами».

 

Сами старообрядцы точно не знали местонахождения земли с чистыми, белыми водами. В поисках этой загадочной страны они прошли многие пути-дороги. В итоге поселения староверов оказались не только в пределах одной страны, но и соседних. Сохранился один из маршрутов в Беловодье у наших старообрядцев. Как написано в альманахе «Алтай – сокровище культуры», продвижение по нему определялось так: «…от Москвы на Казань, от Казани до Екатеринбурга и на Тюмень, на Каменогорск… вверх по реке Катунь на Красноярск… от них снеговые горы на 300 верст (по-видимому, Саяны – А.Т.). От них есть проход Китайским государством, 44 дня ходу через Губань, потом в Опоньское государство (вероятно, Япония – А.Т). Там жители имеют пребывание в пределах океяна-моря, называемое Беловодье. Там жители на островах семидесяти, некоторые из них и на 500 верстах расстоянием, а малых островов исчислить невозможно».

Казалось бы, стан православной духовной миссии должен быть в Уймонской долине, на территории нынешнего Усть-Коксинского района. Здесь было большое число русских переселенцев, к тому времени немало было смешанных браков с коренными жителями. От них можно было бы начать христианизацию всего алтайского населения. А начали проповеди сразу среди коренного местного населения, которое совсем не владело русским языком. Их надо было приучать к оседлости, прививать навыки землепашества. Затем самим выучить алтайский язык, составить словари, грамматику, научить писать и читать. Чем, собственно, Алтайская духовная миссия и занималась. В итоге за почти 14-летнию эпопею о.Макария Глухарева было приведено в веру всего 645 человек. И это в лучшей в России миссии!

О начале миссионерской деятельности на Алтае следует сказать несколько поподробнее.

Год 1818-й. Михаил Глухарёв принимает постриг и нарекается Макарием. С первых лет монашества он прослыл в своих кругах вольнодумцем. Святейший Синод не мог простить его упорства в дискуссиях относительно перевода Библии на русский язык. Хотя впоследствии именно его переводы оказались наиболее точными. Не иначе как святотатство воспринималась церковным начальством идея о.Макария о соединении православной, католической и протестантской церквей в единую христианскую церковь. Все эти моменты до предела обострили его отношения с Синодом, что даже встал вопрос о заточении строптивца в монастырь. Вот в этой непростой для о.Макария ситуации и застало его объявление о наборе желающих поехать в Сибирь для «несения слова Божия иноверцам».

30 сентября 1829 года о.Макарий прибывает в Тобольск. Решает вопросы, связанные с миссией, подбирает кадры, особенно «имеющих познания в тюркских диалектах». Таковыми стали семинаристы Василий Попов и Алексей Волков. Они, скорее всего, владели татарским, башкирским, и, возможно, казахским языками. Поначалу о.Макарий намеревался отправиться не на Алтай, а в Кокчетавский округ проповедовать православие среди татар. Однако ответ генерал-губернатора Западной Сибири на епархиальный запрос был категоричен: без Высочайшего повеления выезд в Кокчетавский округ невозможен. Препятствий для поездки с миссионерской деятельностью на Алтай не было, куда и отправился о.Макарий.

В 1830 году он прибывает в Улалу, где решает организовать миссионерский стан и приобретает избу. Местные жители вначале изгнали о.Макария из «улуса», ведь в то время в Улале жило 3 русских пчеловода и 19 семейств инородцев. Поэтому миссионер вынужден был переехать в Майму. Отсюда, как пишет в путевых заметках В.Верещагина «Поездка по Алтаю» (1908), некрещёным приходится «откочевать в верховья Чепоша, Манжерока и др. места». Лишь в 1834 году, когда большая часть жителей Улалу стали христианами, он возвращается и переводит сюда главный стан миссии.

По свидетельствам документов, о.Макарием за время руководства миссиею (13 лет и 8 месяцев) было «окрещено всего 645 душ обоего пола». Если учесть, что алтайцев насчитывалось тогда около 25 тыс. человек, то достижения миссии можно назвать весьма скромными.

Миссионеры могли достичь больших результатов в Уймоне, где селились русские переселенцы. Но старообрядцы, или как их называли миссионеры «раскольники», стали их главными противниками. Из миссионерских станов староверов также изгоняли. Так, в 1849 году в Чемале проживало всего 13 семей, которые все являлись старообрядческими. Через год из-за духовной миссии все жители Чемала были вынуждены откочевать с насиженных мест. Этот случай описан в классическом труде Л.П. Потапова «Очерки по истории алтайцев» (с. 202).

До сих пор старообрядцы компактно живут в Уймонской долине. Они выстояли в нелегкой борьбе за свои идеалы. Конечно, свои коррективы внесло совместное проживание с алтайским населением. Некий синкретизм имеется, когда староверы свои верования сочетают с поклонением той земле, где они нашли приют. Многие старики не только знали алтайский язык, но и в обрядах использовали вереск-арчын.

…Как-то по пути из Ело в Ябоган мы остановились у родника, бьющего из-под огромной скалы. Навстречу нам подъехал микроавтобус. Из него вышли молодые люди – шумные, веселые. Все русские, видно, ехали из Усть-Коксы. Пока все выстроились к роднику – кто попить, кто набрать целительной влаги в пластиковую бутылочку – двое, парень и девушка, у истока повязали белые ленточки «јалама». Делали они это без суеты и спешки. Никто этому не удивился, не стал расспрашивать, что за обряд такой они совершают. Видимо, это было всем привычно и осталось в памяти от далеких предков, тех самых первых переселенцев.

Когда весной проезжаешь через перевал в Усть-Коксу, взору открывается прекрасная картина. Грохочет в белой пене речушка, все кругом благоухает в цветках черемухи. Увидев такое, поневоле подумаешь: это и есть настоящая страна Беловодья!

Нынче вместе с потомками первых переселенцев соседствуют представители самых разных верований. Порой очень странных для этих мест. Особенно много здесь последователи учения семьи Рерихов. В народе их называют «рериховцами», они же своё учение называют Агни-йога или «Живая этика». Это синкретическое религиозно-философское учение, объединяющее западную оккультно-теософскую традицию и эзотеризм Востока.

Сегодня в Усть-Коксинском районе можно увидеть причудливые дома в виде шара и пирамиды последователей этих верований. Этот район стал некой Меккой для рериховцев, чьи организации имеются практически во всех регионах России, а также на всём постсоветском пространстве и в США. В основе рериховского учения лежит представление о Шамбале, почитание которой является обязательным для всех членов общины. Шамбала в их представлении - источник положительной энергии всей Земли, благодаря которой появляются люди одарённые талантами в различные временные эпохи.



Макет Центра Рериха в «Бирюзовой Катуни»

Недавно был поставлен памятник Н.К. Рериху в ОЭЗ «Бирюзовая Катунь», а в скором времени здесь будет завершено возведение Алтайского центра Рериха. Именно благодаря деятельности семьи Рерих и приверженцам его учения об Алтае заговорили как о месте, где находится Шамбала. Само же слово Н.К. Рерихом было взято именно из восточных учений. Это понятие содержится в текстах индуизма и буддизма. Индуизм также может считаться четвертой мировой религией, поскольку приверженцы этой конфессии в составляют 14% всего населения Земли.

Индуизм представлен в нашей республике двумя религиозными организациями - «Сознание Кришны» и «Сахаджа-йога». Кришнаитов вы можно увидеть и услышать, когда те летом совершают религиозное шествие в Горно-Алтайске, в Усть-Коксинском и Чемальском районах. Приверженцы Сахаджа-йоги - частые гости на республиканских праздниках – таких, как Эл-Ойын и «Родники Алтая». Не заметить их просто невозможно. Яркое обличие, выразительные песнопения привлекают взоры окружающих.



Ныне по Алтаю шествуют многие верующие



На Эл-Ойыне песни звучат на все лады

В скором времени буддисты из Алтайского края планируют создать в Усть-Коксинском районе туристический маршрут, который будет называться «По буддийским святыням Алтая». Согласно легенде, сам Будда Шакьямуни принял посвящение на горе Сумеру. По всей видимости, что это и есть наша Белуха (Уч-Сумер).

Большую популярность в специфичности Горного Алтая имеет тот факт, что наш регион остается одним из самых красивых мест на Земле. А в случае всемирного потопа, о чем беспокоились ещё с библейских времен, это еще и самое безопасное прибежище. Не случайно об этом говорил знаменитый французский исследователь океана капитан Кусто в одной из своих передач под названием «Подводный мир Жака Кусто». Всю жизнь, бороздя моря и океаны, он мечтал побывать у нас в горах.

Наш Алтай со всех сторон закрыт горами. Самая высокая вершина азиатской части России и есть наша Белуха. Её высота начертана во всех картах мира. Даже на самом маленьком школьном глобусе обозначена её высота – 4.506 метров. Как стало известно в результате недавних новых геодезических измерений, на самом деле она ещё выше…

Многие считают, где-то здесь находится загадочная страна Шамбала.

 

Метки

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?



Алтай Туркластеры Каракольские озера СВО Донбасс VIP-туризм Греф Евтушенков Олег Царев Хорохордин Мир Дикого Запада Охотничий туризм Коммерческая охота Сход в Чемале Германия ЛГБТ Налоги в Гемании Доступная земля Фермеры Республика Алтай Президент России Сидик Афган Год Крысы Олег Хорохордин Кооперация Община Цифровой лагерь Алтайские старообрядцы Долголетие Спецоперация Годовщина СВО Пятая колонна Компрадоры Пчеловодство Алтайский мед Продукция пчеловодства Сон на пчелах Телецкое озеро Артыбаш Манжерок Шантарские острова Блудный сын Люди и звери Гагарин ВКС России Украина Владимир Егуеков Людмила Алтунина ФБА КБ Сухого Елена Блиновская Юбилей на Алтае Марафон желаний Киркоров Лерчек Собчак "Звери" АО МММ Горно-Алтайск Тугая Экологическая столица Владивосток DNS Парк Нагорный Олигархи на Алтае Олигархи Сибирские ГЭС Штаб по национализации энергетики Земельный вопрос Башкортостан Захват земли Золотодобыча Достопримечательности Экология города Горно-Алтайский театр Туризм Кластеры Алтайские традиции Социальный взрыв Павел Иванов Амаду Мамадаков Буддизм Лотосовая сутра Белая вера Виталий Уин Дзюдо Самбо Трудные подростки Дети-герои