В доковидный период на кафедру русского языка и литературы ГАГУ каждый год в течение последних пяти лет приезжали студенты-слависты Гентского университета, чтобы учиться в течение осеннего семестра. По словам профессора Бена Дооге, который курирует академические обмены с Россией, среди бельгийских студентов, изучающих русский язык, был своеобразный конкурс: многие хотели ехать именно в Горно-Алтайск, предпочитая наш «домашний университет», расположенный в живописном уголке Сибири, крупным российским университетам Москвы, Питера и Новосибирска. Но Philoligia GAGU рассказывает не об этом.
Приезжая к в Горно-Алтайск, бельгийцы прикреплялись к первому курсу, но при этом составляли индивидуальные образовательные траектории, выбирая те предметы, которые им были нужны: больше языка, социологии или экономики. После успешной сдачи зачетов, экзаменов и выполнения научной работы, они получали документ, который позволял им зачесть этот учебный семестр в родном вузе.
Так учатся многие европейцы, выбирая в обучении не только предметы и преподавателей, но и университеты, где они получат требуемые зачётные единицы (кредиты). Это повергало наших студентов в культурный шок и провоцировало глубокие раздумья: почему европейцы выбирают (причём в ГАГУ), а россияне нет? Ответ простой: при сложившейся системе управления в университетах России, каждый индивидуалист — дополнительная нагрузка на преподавателей и деканат, которые уже по горло завалены бессмысленной бумажной волокитой.
А если ВСЕ будут на индивидуальных траекториях, университет просто захлебнётся, ведь будут не академические группы, а бесчисленные и непостоянные мини-группы при преподавателях. Конечно, сегодня в каждом учебном плане ГАГУ предусмотрены дисциплины по выбору. Но выбирают их не студенты, а завкафы.
Чтобы перейти к разумной модели современного университета, в которой каждый студент учится у нужных ему преподавателей, получая нужные знания, меняться придётся всем: преподавателю, поскольку он будет конкурировать за студента, администрации, которая должна обеспечить цифровые платформы и систему тьюторства, а также студенту, который должен осознать, где, зачем и чему он учится.
Начинать нужно прямо сейчас, в пределах этих четырёх лет - до 2025 года, когда университет может развиваться, а не готовиться к очередной безумной аккредитации. Для примера можно посмотреть опыт Тюменского университета , перешедшего на такую систему в 2015 году. Как думаете, спрашивает Philoligia GAGU, сможет ГАГУ развиваться в этом направлении в ближайшем будущем?