В Республике Алтай после известных отставок на здешнем политическом олимпе началось некоторое оживление. Выборы второго зайсана тодошей, экстренное заседание Тёс Тёргоо с вызовом «на ковёр» послушных алтайских зайсанов, после чего появилось еще больше вопросов, чем вслед за так называемыми «выборами» в присутствии Эль Башчы... Что будет дальше и что же происходит в действительности, а главное — куда всё это может завести? Об этом и попутно о многом другом размышляет известный алтайский исследователь и проповедник.
Провал в кадровой политике 90-х снова даёт о себе знать. Даже при большом желании добиться крупного выигрыша колода старых карт недостаточна для преферанса, или, как выражаются в спорте, скамейка запасных оказалась слишком короткой. Что я имею в виду, проводя параллель между событиями 90-х и нынешними событиями?
Курултай алтайского народа, будем откровенны, был создан известными фигурами для политического шантажа, а вовсе не для становления или формирования алтайского этноса. И это лишний раз подтвердил Юрий В. Антарадонов своими неуклюжими действиями, которые стал предпринимать сразу же после вынужденной отставки. Мы, тёлёсы, сначала хотели поставить вопрос о достойных проводах Юрия Васильевича, но когда ради сохранения себя на посту первого зама — а именно так был поставлен вопрос на курее алтайского народа, и в нарушение Устава были внесены изменения об исполкоме как еще об одном «исполнительном органе» — я окончательно перестал его понимать.
Да будет известно этому человеку, кладущему Устав «под себя», исключительной компетенцией внесения таких поправок является общее собрание — Курултай алтайского народа. Когда мы поставили в прошлом году вопрос о выборе двух зайсанов, то несмотря на затраты — в отсутствие действующего зайсана А.М.Тадыша — мы, тёлёсы, приостановили курултай и только через год переизбрали зайсана с участием представителей всех районов, чтобы не разделять свой итак малочисленный народ.
То, что происходило на сходке в урочище Ойбок, и пятничное «курее алтайского народа» можно назвать только продолжением худших традиций кан-каракольских калмыков, которые предали интересы своего народа ради личной корысти. Но это происходило не только 260 лет назад. Все мы помним, как перед выборами 1997 года ради удовлетворения сугубо клановых интересов «под знаменем алтайского народа» был собран некий курултай, в результате которого братская семья народов Республики Алтай разделилась строго по национальному признаку. И сразу после этого начинается в буквальном смысле шантаж национальной картой любого руководителя региона именно группой усть-канцев, которая схлопотала себе позорное прозвище «банды четырех».
Вспомним г-на Зубакина и то, как умело его разводили. Лапшин, умудренный опытом, все-таки не допустил эту «банду» до власти, но из-за недальновидности одного из преемников они снова оказались у кормушки. Вспомним и другие геройства: разделение на рода-сеоки через институт зайсанатства по родо-племенному признаку, разделение на «коренные малочисленные» по диалектному признаку стараниями инженера-мелиоратора и тренера по греко-римской борьбе, а дальше — разделение по признаку землячества, разделение по клановому, родственному признаку, разделение на своих и чужих, разделение по партиям, в результате которого лидер известной партии больно укусил своих оппонентов. Разделяя, не думали, что в один прекрасный день их тоже разделят, но только уже на ноль.
Надо отметить, что традицию продажи представительского статуса начал именно Юрий В. Антарадонов, и впоследствии из-за этого, по словам В.И. Петрова, мы, жители РА, стали людьми второго уровня, которые не представлены ни в федеральных структурах местного уровня, ни в представительских и исполнительских органах федерального уровня — Совете Федерации, Госдуме, представительстве при Президенте РФ, ни даже в Правительстве РФ. Нам человек именно в статусе Эл Башчы алтайского народа подал пример продажности этого статуса, тогда что же можно спрашивать с рядовых чиновников из Чемала, Турочака, Онгудая, Кош-Агача, которые готовы продать не только свою землю, но и мать родную?
Не стоит удивляться и манерам недолговечных «молодых тигров» — это ведь та же креатура, продолжатели «славных традиций» всё тех же кан-каракольских калмыков, начатых 260 лет назад. Эл Башчы, продавшего место в Сенате, предназначенное для алтайца, теперь заменяет Эл Башчы, который ради квартиры в Москве пошел против своего народа (выборы 1997 г.) И бог ведь шельму метит: именно чёрный день 4 октября, время старой луны (айдын аразында) свел этих двух шельмецов в едином порыве на почве очередного шантажа и интриги. Но они не поняли, что занавес давно уже открыт, и закулисья больше нет. Не зря же говорят в народе: поспешай не спеша, а поспешишь — людей насмешишь. Вот и устроили нам театр двух голых королей.
Историю и всю их предысторию даже не надо дальше раскрывать, любой думающий человек всё разумеет. Но больно нам за народ: увели от нас куда-то далеко этих актеров, а заменить-то их некем. Поколения 40-летних нет, есть только антарадончики, но только совсем уж маленького пошиба. По себе подбирали, «шибко умных» близко не подпускали. Ушла целая эпоха кан-каракольских предателей, их вроде бы отодвинули, но вопросов и боли за свой народ стало еще больше. Нет достойных руководителей 1-го уровня, есть только умеющие интриговать, вести «челночную дипломатию» ради своих интересов, не более.
Не стало королей, ферзей. Вокруг только пешки, которые и умеют-то выполнить приказ, согнуться в почтении, ползать на четвереньках ради должности для еще одного бедного родственника. Самое большее, на что способны — продаться за карьерный рост, отказаться от роли «тигра» и стать прикормленным котом или «пострадать» в схватке с такими же за многомиллионный подряд. Вот и вся политика. А эти ездят по деревням, изображают что-то за федеральный счёт. Три отставки — как три мосла, брошенные голодным с барского стола, а те и рады: вот, «справедливость торжествует»…
Вместо продающего статус алтайского лидера будем молиться на продавца наших земель? Забыли мы древнюю притчу про хуннского хана Тумена о земле. А что тогда нам, простым людям, делать? Тоже идти по минимущественному пути? Приторговывать даром небес по базарным обычаям? Новый первый вице-премьер знает, о чём я сейчас говорю. Беспросветная тоска на душе и кромешная тьма после таких вот горе-политиков, терпеливо выжидающих, когда же позовут к барскому столу. И нет ничего, кроме старых вопросов: что делать, как быть, куда, и самое главное — с кем двигаться? А идти-то и не с кем. Все уже стали подобны нашим героям. Мало чистых и честных, только сплошная «единая» серость. Может, среди молодых есть ещё не испорченные?