Сергей Круглов, возглавлявший аэропорт Омска в 1994-2009 годах, рассказал о своей жизни в Горно-Алтайске в рамках постоянной рубрики «Интервью с бывшими» на портале «ВОмске». Жителям города представлена точка зрения одного из самых жёстких критиков и, одновременно, самых преданных патриотов Омска, опытнейшего управленца, вынужденного переехать в Горно-Алтайск, где он работает с июля 2016 года в должности ген. директора местного аэропорта.
— Сергей Федорович, где вы сейчас постоянно живете?
— Горно-Алтайск. Столица Республики Алтай...
— Когда и почему вы попытались покинуть Омск?
— Попытки покинуть Омск, как самоцель, никогда не предпринимал по нескольким причинам. Во-первых, здесь проживает моя большая семья. Дети, внуки. Я богатый дед: у меня восемь внуков. Здесь живут мои друзья, всегда была и есть интересная работа, и вообще мне здесь нравится. Я прожил здесь бОльшую часть своей жизни и принципиально менять среду обитания никогда не собирался. Хотя по складу характера я бродяга, в хорошем смысле этого слова. Мне интересно путешествовать, посмотреть, как говорится, что там за горизонтом. Наверное, поэтому и пошел в свое время в лётчики.
Во-вторых, никогда не понимал людей, которые не могут найти применения своим силам дома, думая, что если они уедут куда-либо, то смогут себя реализовать, а здесь, дескать, делать нечего. Абсолютная глупость. Более того, если у тебя есть потенциал, то реализовывать его дома гораздо проще и эффективнее. Дома ведь и стены помогают.
— И тем не менее, вы уехали. Кто был инициатором «развода»: вы или город?
— А никакого развода не было. Просто было предложение от собственника аэропорта Горно-Алтайск поработать в республике, возглавив предприятие, у которого были некоторые проблемы. Компания «Сибмост», которая владела аэропортом, находилась в сложном финансовом состоянии и хотела этот актив выгодно реализовать, для чего нужно было привести его в порядок, чтобы получить хорошую цену. Сделать, что называется, предпродажную подготовку. Я сначала отказался по приведенным выше причинам, но мой визави был настойчив, и я, ознакомившись более детально с предприятием, дал согласие. Мне показалось, что у аэропорта Горно-Алтайска достаточно хорошие перспективы, которые пока в полной мере не реализованы. Понравилось также отношение к аэропорту руководства. И глава республики, и министры рассматривают его не как просто предприятие, а как ключевой объект, работающий на основной источник доходов региона - туризм, понимая, что без транспортной составляющей его развитие невозможно в принципе. И вот поэтому я уже почти два года здесь.
…Отвечая на другие вопросы, Сергей Круглов заметил, что «это не попытка покинуть Омск, а, скорее, длительная командировка. Тут два аспекта — личный и деловой. С точки зрения работы, проект действительно очень интересный. Впервые здесь я столкнулся с монополией перевозчика, а не аэропорта. Это характерно для небольших аэропортов, коим является Горно-Алтайск. Сейчас заканчиваю разработку программы экономического стимулирования авиакомпаний, для привлечения их на этот рынок. Чтобы и им это было интересно, и аэропорт развивался. Это вообще самый молодой аэропорт федерального значения в России. Ему всего лишь шесть лет отроду.
Когда я пришел на предприятие, текучесть кадров здесь составляла более 26% в год. Зарплата была крайне низкая. Первое, с чего я начал, это как раз наведения порядка с командой, зарплатой и, естественно, бюджетом. Пришлось убеждать собственника, что платить такую низкую зарплату персоналу — себе дороже. Напомнил русскую классику: «Мертвые души» Гоголя. Были там два характерных персонажа Плюшкин и Собакевич: так вот, у Собакевича крестьяне жили хорошо, сытно, в добротных домах — и отдача была соответствующая, а Плюшкин, наоборот, крестьян голодом морил и сам ходил как оборванец. Со специалиста только тогда можно требовать качественного выполнения квалифицированной и ответственной работы, когда у него соответствующие условия труда и зарплата. В среднем зарплату поднял на 80%, в конце года текучесть кадров упала до 7,6%. Провел ревизию договоров, тарифов, запустил новые рейсы. Получили хорошую прибыль. В ушедшем 2017 году поменялся собственник в предприятии. Сейчас основным собственником является АФК «Система». Они продлили со мной контракт, так что продолжаю работать...»
— Есть планы помимо развития аэропорта как воздушных ворот республики, - рассказал Сергей Круглов, - превратить его в Мекку для авиации общего назначения (АОН), по образу и подобию того, как это сделано в Ошкоше, в США. Эффект тут двойной. Помимо экономики самого аэропорта, это еще и привлечет в республику дополнительное количество туристов. Этот сегмент гражданской авиации в России развивается пока медленно, в силу объективных причин, но за ним большое будущее.
С точки зрения среды обитания, Республика Алтай — просто уникальное место. Климат тут значительно мягче. Красота просто неописуемая. Город очень чистый и ухоженный. Много зелени. Бросается в глаза то, что во время дождя абсолютно чистые машины. Причина до банальности проста: улицы постоянно убираются, трава выкашивается, кустарники подстригаются. Чувствуется в городе и республике хозяйская рука.
Буквально поразил один эпизод, с которым столкнулся первый раз. Еду утром на работу, еще темно, идет снег, и вдруг наблюдаю картину, как сотрудник ГАИ на пешеходном переходе, подсвечивая светящимся жезлом, остановив движение, провожает стайку школьников переходящих дорогу. Ну, думаю, какой молодец. Проезжаю через некоторое время, вижу аналогичную картину на другом переходе. Оказывается, в республике на самом высоком уровне принято решение, обязывающее сотрудников ГАИ в темное время суток, при плохой видимости сопровождать школьников на переходах в районе школ. Просто молодцы! И у нас в Омске, мне кажется, это начинание тоже бы не помешало.
В своем интервью Сергей Круглов рассказал, что периодически бывает в Омске, где у него остались дети, внуки и многочисленные друзья. Расстояние между городами в 1 тысячу километров он преодолевает не на автомобиле, а на личном самолете. «Сел в самолет, взлетел, и через три часа я в Омске, — рассказал Круглов. — ...Расстояния между населенными пунктами очень большие, дороги не везде, как у нас в Республике Алтай, и поэтому добираться на самолете и быстрее, и безопаснее. Самолеты АОН (авиация общего назначения) по стоимости соизмеримы со стоимостью хорошего автомобиля, а аэродромом для них может служить и полоса международного аэропорта, и просто ровная поляна на краю села... В командировки я практически на машине не езжу — только на самолёте. В тот же Новосибирск. На машине — семь часов в один конец, на самолете — максимум полтора часа. Гостиницы не нужно, успеваешь за один день обернуться, бензина такого же автомобильного тратишь почти в два раза меньше и главное безопаснее».
— Не тянет обратно? Хотя бы иногда.
— Всё всегда когда-то заканчивается. Закончится рано или поздно и моя «длительная командировка» в красивейшее место России - Горный Алтай. Конечно же, я вернусь домой в Омск. И, конечно же, буду скучать теперь уже по Горно-Алтайску. Так уж устроен человек.
— Можно представить, что вы вернетесь надолго или насовсем? Что для этого должно измениться в Омске, в России или в мире?
— Я уже говорил, что по окончании моего контракта, скорее всего, вернусь в Омск. Слишком тут много того, что меня здесь держит. А что касается изменений, то да, я хотел бы многое тут изменить. Прежде всего экологию. Когда прилетаешь в Омск после долгого отсутствия, первое, что бросается в глаза — это чёрный снег и нефтегазовый аромат, от которого я в Горном уже отвык. Здесь в Горно-Алтайске нет ни одной котельной на угле, все переведены на газ. А до этого, как мне рассказывали, тут тоже все было черным - черно. Давно взят курс на альтернативную энергетику. Ежегодно вводятся солнечные электростанции. В этом году ввели первую очередь очередной СЭС прямо в районе аэропорта. Вообще экологией здесь занимаются очень серьезно. Для Омска, думаю, это более чем актуально. Хочу, чтобы дороги были в Омске не только хорошего качества, как в Горном, но и такие же чистые. Омск давно пора просто прибрать. Помыть, почистить, подстричь. И не только во время субботника, а делать это на постоянной основе.
ВМЕСТО СПРАВКИ. В США в июле 2015-го прошёл Ошкош - крупнейшее мировое авиашоу в малой авиации, - информировал Flight TV. - 2600 с лишним самолётов-участников, более 10.000 самолётов, на которых прилетели посетители авиашоу, более полумиллиона зрителей и участников, яркие зрелища днём и ночью, в воздухе и на земле.
…В этом году Ошкош посетило 550.000 человек, более 10.000 самолетов прибыли в аэропорт Виттмана и соседние аэропорты. В рамках авиасалона экспонировалось 2.668 самолётов, в том числе 1.031 самодельных и экспериментальных аппаратов, 976 старинных самолётов, 350 военных, 130 сверхлёгких летательных аппаратов, 101 гидросамолёт, 50 пилотажных самолётов и 30 вертолётов. В рамках Ошкоша состоялось в общей сложности 1048 заседаний, форумов и семинаров, в которых приняли участие более 75.000 человек. Свою продукцию представляли более 800 компаний-экспонентов, в том числе 140 новых, были зарегистрированы тысячи иностранных посетителей из 80 стран.
Фото: vomske.ru