Слоган «Сильный Алтай» для республики неуместен

MODERATOR
13.08.2020

Просмотров:

193

Как уже было сказано в послесловии к статье Алексея Кучигашева, с ее содержанием ознакомились перед публикацией на сайте некоторые из чиновников, имевших большое влияние в разные годы существования Республики Алтай. Сегодня у нас есть возможность дать слово известным экономистам Сергею Ленкину и Алесандру Алчубаеву.



Ремарка на статью Алексея Кучигашева «Республика Алтай: горизонты индустриализации»

Роковая особенность ни на день не стихающего мирового  кризиса капитализма в том, что он перестал быть  спасительно цикличным, а принял  губительную хроническую форму и вкупе с пандемией привел к резкому падению мирового ВВП, уровня жизни населения даже в развитых странах. Он как ранее уже больше не может разрешить острейшие противоречия  развития  цивилизации и с объективной необходимостью становится «повивальной  бабкой» рождения нового технологического уклада (НТУ), с более передовым  способом производства и производственных отношений.

Как справедливо отмечает академик Сергей Глазьев, чтобы выйти на траекторию опережающего развития, необходимо резкое наращивание НИОКР и инвестиций в освоение перспективных направлений НТУ, становление которого закладывает материально-технологическую основу для новой длинной волны экономического роста. Имеющиеся на сегодняшний день институты поддержки инновационной активности с этой задачей явно не справляются. 

Вот почему идея Алексея Кучигашева об организации на базе наших техникумов и вуза специализированных технопарков, центра цифровых технологий как своеобразных инкубаторов по выращиванию «малых коллективов» нового, индустриального типа, весьма актуальна как в целом для страны, так и для нашей молодой республики. Но, к сожалению, нынешние  социально-экономические планы  развития РА трудно назвать органичными и наиболее эффективными именно для Горного Алтая, мирового кладезя природных богатств и этнокультурных традиций.

Поднятый на щит слоган «Сильный Алтай» больше подходит для  промышленно мощных и многолюдных регионов России, а его цели и задачи плохо отражают специфику РА и как трафарет подходят практически для любого субъекта Федерации. Одна из издержек PR-кампании Олега Хорохордина, если можно так выразиться.

В нынешних условиях именно малые организационно-экономические  формы сложного труда и кооперации, прежде всего в отраслях туризма, отдыха и оздоровления человека, глубокая переработка уникального лекарственно-технического сырья и развитие горного сельского хозяйства — то «звено, ухватившись за которое можно вытянуть всю цепь», обеспечивающую конкурентное развитие нашей малой родины.

Сергей ЛЕНКИН,
эксперт  Комиссии по гармонизации межнациональных
и межрелигиозных  отношений Общественной палаты  РФ,
доктор экономических наук,
действительный член РАЕН.



Только реальный бизнес может дать заказ на подготовку кадров

Если говорить о новой статье Алексея Кучигашева, то обстоятельный анализ и предложения автора достаточно интересны, отражают один из аспектов теории вопроса развития региональной экономики. Но, на мой взгляд, не могут являться основой экономической политики для нашей республики.

Можно попытаться «наштамповать» квалифицированных рабочих и специалистов (в чем есть большие сомнения из-за отсутствия необходимой современной практики), но, не имея реальной востребованности, они поедут туда, где можно будет применить свои знания, либо начнут деградировать, становясь продавцами, охранниками или инструкторами по туризму (свыше 70% наших выпускников работают не по специальности).

Только реальный бизнес может дать заказ на подготовку рабочих и специалистов, а не наоборот.

Чтобы понять, каким образом должна развиваться территория, надо ответить на несколько фундаментальных вопросов. 1) Чем таким располагает регион, чего нет у других, либо «у нас» этого больше, либо оно лучше, либо оно дешевле? 2) Предположим, это у нас есть; в этом случае нужно знать - какова потребность в нашем потенциальном «продукте», особенно в радиусе 500-1000 км? 3) Если нет, то можем ли мы создать условия, стимулы, инструменты, привлечь ресурсы до «раскрутки» нашего продукта? 4) Есть ли политическая воля (к сожалению, пока для России это важно) у региональной власти заниматься развитием экономики ?

В предложениях, высказанных в статье, нет ответов на эти основополагающие вопросы. Кроме того, надо обозначить крайне важные,  именно для нашей экономики, бережно относящейся к природе Горного Алтая, следующие требования: а) своя «ниша» в региональном разделении труда; б) щадящие флору и фауну технологии и методы работы; в) малозатратные и малотрудоемкие производства и технологии (для минимального привлечения трудовых ресурсов из-за пределов республики); г) высокая эффективность и фондоотдача на основе «высоких» и «зелёных» технологий.

Александр АЛЧУБАЕВ,
кандидат экономических наук,
экс-министр экономики РА.

Фото: altai-republic.ru & gmpnews.ru

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?