В Республике Алтай, в Онгудайском районе, между Бичикту-Боомом и Боочи, есть урочище Сетерлю (на фотографии). Как рассказывали старики, раньше в этой местности часто совершали молебен «сетер». Их свидетельство имеет особую важность, учитывая, что последователи всевозможных оккультных вероучений стали с некоторых пор возводить название святого места к древнеегипетскому богу Сету, которому якобы поклонялись на Алтае в эпоху бронзы.
Сетер — понятие, означающее обряд, или название молебна из тибетского буддизма, дословно: сетер/цетар — дарование жизни, обряд дарования жизни. Ритуал сетер/цетар до сих пор известен и нередко совершается во многих буддийских регионах. На Алтае это было во времена расцвета и подъема бурханизма — алтайской формы северного буддизма, в начале и до первой трети ХХ века.
Смысл ритуала сетер состоит в даровании жизни животному или посвящение некоторых животных божествам. Даруют жизнь «заслуженным» животным, а посвящают божествам каких-нибудь очень красивых или отмеченных особыми отметками животных. Если шаманы забивали животное, то бурханисты наоборот, даровали жизнь. Ещё в некоторых местах этот обряд называют «ыйык, мал ыйыктар», но ыйык был больше, наверное, шаманским обрядом, так как не всегда предполагал полный запрет на убийство выбранного животного.
Вот это поле. Во времена бурханизма в Сетерлю жили тодоши, а майманы с Мышлак-зайсаном кочевали рядом. Зайсан Мышлак был большим адептом и спонсором бурханизма. Долгие годы урочище считалось одним из центров алтайского буддизма. Но в годы воинствующего безбожия, особенно во времена Хрущева, Сетерлю стало совсем маленьким селом, и его присоединили к Бичикту-Боому.
Как пишет исследовательница обрядов алтайцев и тувинцев В.П.Дьяконова, если такое ыйыкту - освященное животное - состарилось, то вызывали шамана, камлали, забивали и съедали его. Кочевники скотоводы все едят мясо; если имеется возможность, то едят много мяса - для этого, конечно, забивают животных, с точки зрения религии это не совсем хорошо. Но суровые реалии жизни таковы, тем более раньше, несколько столетий назад: если бы не ели мясо, то многие люди умерли бы от голода, холода и других тяжелых условий жизни.
У нас и везде были и до сих пор сохраняются очень суровые условия жизни: тяжелые, холодные и долгие зимы, не совсем теплые жилища - юрты, частая нехватка продовольствия и элементарных калорий для поддержания жизни. В те времена не было магазинов и такого разнообразия продуктов, как сейчас; зерновых было минимум, спасала всех только животная белковая пища. Главный рацион скотоводов состоял из молока и молочной пищи, но основное питание и калории давали мясо, кровь и жир животных, только они в полной мере могли поддержать жизнь, силы и здоровье кочевников.
Потребление мяса было жизненной необходимостью. Чтобы как-то очищать свой грех постоянного забоя/убийства животных, многие верующие буддисты делали и до сих пор совершают обряд «сетер/сетар». Коня или корову, которая хорошо служила хозяевам много лет, не забивали, а даровали жизнь. Иногда делали обряд, иногда ничего не делали - просто говорили, что это хорошее животное, которое прослужило нам много лет, мы не будем его забивать.
Некоторые умные и добрые животные, как известно, за много лет становятся частью семьи, их забивать или продавать бывает очень тяжело и жалко. Поэтому хозяева, достаток которых позволяет обойтись без мяса или денег от продажи этих животных, в жизни хотя бы одну свою корову или лошадь посвящают благодеянию, не забивают и не продают.
Если даже животное стало никуда негодным, старым и больным, его кормят и поят, оно не должно умереть от голода и жажды. Если уйдет, падет где-то и умрет или съедят волки или другие хищники, то это считается естественным. Иногда на животное вешали красивые ленточки — јалама или кадаки вплетали в гриву, завязывали на рога, шею, читали специальные молитвы, окропляли молоком и т.д., иногда ничего такого не делали, хозяин с хозяйкой говорили, что это животное у нас не будет заколото, пусть живет до своей естественной смерти.
В окрестностях Сетерлю
Есть ещё одно подтверждение в пользу сакральности этого места. Название урочища Сетерлю (Монгольско-русский словарь, 1957, с.378) происходит от монгольского слова «сэтэр» (по-алтайски кыйра) — ритуальная лента, привязываемая на гриву лошади, посвященной богам (духам).
Старики говорили, что после смерти попадем на строгий суд Эрлик Хана — судьи и владыки подземного мира, там нам могут помочь только наши добрые и хорошие дела, которые мы совершали при жизни. Но если кто-то в жизни совершил сетер, даровал жизнь и не стал убивать благородное животное, которое служило ему много лет, то если даже был грешником, то его спасут.
Во время суда Эрлик Хана придет душа той коровы или лошади и будут сильно за него просить. Эта душа скажет: «Всех животных, как бы они хорошо и долго ни служили хозяевам, в конечном итоге забивают сами хозяева или продают на смерть… Но этот человек, хоть и грешник, но совершил в жизни удивительное дело - он не убил меня, не продал на смерть, он позволил мне дожить в этом свете и умереть своей смертью. Он дал мне умереть не в ужасе и в страхе, не от страшной боли, а своей смертью. Удивительное дело в этом жестоком мире! Очень прошу помиловать этого человека, отпустить в мир людей, пусть опять родится в кругу своих близких и детей!»
И тогда суровый, беспристрастный судья Эрлик Хан обязательно отпускает душу этого человека обратно в наш Золотой Мир — Алтын Телекей. Чтобы он снова родился в кругу близких, родственников или друзей. Как ранее упоминалось, если вдруг такое животное съест волк или медведь, то благодеяние не исчезает. Если украдут и съедят или забьют и продадут воры, то им может быть очень плохо, особенно если животное освящено по всем правилам, с молитвами и призываниями божеств. И для того, чтобы не подвергать опасности других людей (даже воров), на них вешали ленточки и другие знаки освященного животного.
Когда такому животному дарован сетер, его нельзя бить ни плетью, ни чем-либо другим, оно должно дожить до своей естественной смерти. В любом случае хозяева не должны его забивать, продавать или дарить; более никаких особых предписаний и запретов нет.
Конечно, слишком многим животным сетер делать невозможно, иначе станет нечего есть. Но одну или две своих лучших лошадей или коров оставить и «даровать жизнь» очень хорошо — это очень большой быйан (благое дело). Как написано в буддийских священных текстах Судур-Бичик и не раз слышал от старых мудрых лам: «Такое деяние продлевает жизнь самого дарителя, также добавляет его близким жизнь, божества жизни даруют им здоровье и удачу (а ещё и совесть, наверное, не будет мучить - А.К.). Также это очень полезно после смерти самого дарителя, для будущего хорошего рождения и невпадения в плохие участи и нежелательные рождения – такие, как ад-тамы // мир духов или животных».
Фотографии из архива автора.