Сарасвати ки джай!

Марианна Яцышина
10.09.2012

Просмотров:

5056

Так приветствуют в Индии покровительницу искусств


 

«Звезды не боятся, что их  примут за светляков!»

Р.Тагор.


Говорить о музыке неблагодарное занятие. Что говорить, когда ее надо слушать! Можно рассказать о своих впечатлениях во время исполнения музыкального произведения,  но и это будут лишь слова, саму музыку они не передадут.

Что же остаётся? Только приобщиться по возможности. Так мы и сделали.

К нам в гости приехал из Индии Rohit,  замечательный молодой человек, выпускник индийского Колледжа искусств, который находится в Гималаях, в долине Кулу. Как известно, Алтай – Гималаи единая горная система, охватывающая не только колоссальные горные территории и разные страны, но и связанная тонкими нитями глубинной традиционной культуры  с народами, населяющими нашу общую горную страну.

Колледж, который в этом году закончил с отличием Rohit Bhardwaj, создан на базе Международного мемориального треста Рерихов. Молодые люди обучаются в Колледже по четырём предметам: индийской классической и фольклорной музыке, танцу, актёрскому мастерству и живописи. Это учебное заведение стало первым Колледжем искусств такого уровня на северо-западе Индии (штат Химачал Прадеш), и во многом продолжает идею семьи Рерихов, заложенную в создании «Master Institute» — Института Объединённых Искусств.

Так случилось, что Rohit, выпускник музыкального факультета по классу индийской классической музыки (на снимке), попал на Алтай и всем сердцем полюбил его. Ему близки горные вершины, а после посещения Ак-Кема он с восхищением стал называть Белуху на индийский манер — Су Меру.  Надо сказать, что у себя на Родине, в  горном штате Химачал Прадеш, наш гость стал победителем среди музыкантов-таблистов и признан на данный момент лучшим среди многих своих сверстников.

Кто такие таблисты? Это музыканты, которые играют на двух барабанах – табла. Табла — наиболее распространенный ударный инструмент в Северной Индии. Многие музыкальные инструменты возникли именно в Индии. Наиболее известные из них — это ситар и табла. В индийской классической музыке обычно выделяется ритмическая составляющая, подчёркнутая двойным барабаном табла, одним из символов индийской музыки в целом. Для аккомпанемента голосу и инструментам используются таблы различного тембра. В зависимости от музыкальной композиции на табла играют кончиками пальцев или раскрытой ладонью. Табла имеет высокоразвитую технику, она может воспроизвести все сложные ритмические узоры голоса и инструментов. К тому же она добавляет представлению зрелищности.

Мы подумали,  вот бы получилась хорошая  встреча, посвященная  индийской музыке. Но Rohit нас остановил: «Классическая индийская музыка?! Разве она интересна в России, даже в Индии молодежь ее уже с трудом слушает, сейчас популярны другие ритмы. Да к тому же я лишь скромный таблист, а для индийской музыки этого мало. Нужен музыкант, владеющий ситаром,  нужна флейта, и главное — понимание того, что наша музыка настолько отличается по своему звучанию от привычной европейской музыки, что люди просто могут заскучать…» Столько аргументов против, но один самый главный был все-таки за музыкальную встречу — и это был сам Rohit, живой носитель культуры своей страны. Человек, который искренне любит то, чем он занимается, это большая сила. 

 

Считается, что классической индийской музыке покровительствует сама богиня Сарасвати, которая изображается с древним индийским музыкальным инструментом в руках – виной. Сарасвати по легенде создательница  искусства, которая сама вдохновляет всех на творчество. Возможно, что именно Она вдохнула в нас силы, чтобы появилось всё необходимое  для нашей музыкальной встречи.

Сарасвати ки джай, так приветствуют Ее в Индии! На языке хинди, если подробно перевести, это означает:  Славим Покровительницу музыки, искусств и наук, прекрасную Сарасвати.

И мы прикоснулись к Ее лотосовым стопам благодаря индийской музыке, которую Она так нежно любит.

Известно, что музыка Индии – это одно из немногих культурных направлений в мире, которое сохранилось с давних времен. Первое упоминание о ней сохранилось в Ведах – древнейшем письменном памятнике Индии и всего мира, в священных писаниях индуистов. О возникновении и развитии индийской классической музыки складывалось множество легенд, свидетельствующих о важной роли музыки в индийской культуре.

Современные научные исследования в области истории и культуры помогли воссоздать картину становления индийской музыки, которая развивалась в тесном взаимодействии людей разных культур и национальностей, тем самым вбирая в себя лучшие знания и традиции многих народов. Звук есть Бог, знают и верят индийцы.

Оказалось, что у Сарасвати есть поклонники и на Алтае! По чудесному стечению обстоятельств не только табла участвовала в нашем импровизированном концерте. К Rohit присоединился Сергей Савитра — замечательный человек, который посвятил свой музыкальный талант  индийскому инструменту — ситару. Сергей  приехал из Москвы для того, чтобы  побывать  в горах Алтая и решил после похода погостить у своих друзей, у которых и  оказался дома именно индийский ситар! Без волшебства Сарасвати тут не обошлось. Не в каждом доме есть ситар, согласитесь.

Ситар — это индийский струнный щипковый музыкальный инструмент с богатейшим, оркестровым звуком. Название «ситар» произошло от слов «се» – семь и «тар» – струна. Основных струн у ситара семь, отсюда и название. Ситар относится к семейству лютневых, в Азии очень много аналогов этого инструмента по внешнему виду и звучанию.

Хозяин этого редкого для наших краев инструмента — тоже давний почитатель и знаток  музыки Азии. Самобытный музыкант, мастер по изготовлению музыкальных инструментов из местных материалов. Пасечник Валера делает флейты из дудника и гусли из кедра, и не просто делает, а играет на них сказочную музыку, услаждая слух не только своих пчелок, но и многочисленных  друзей и гостей. Валера согласился присоединиться на своей собственноручно сделанной флейте, которая в Индии называется бансури, к Rohit и Сергею.

Эта удивительная компания музыкантов приехала в дом к гостеприимной семье Светлане и Владимиру Овсянниковым. Светлана Степановна —  председатель Центра культуры «Беловодье». В рамках программ «Музыкальные культуры мира», которые проводит Центр культуры,   состоялась наша встреча-концерт.

Светлана Степановна сама прекрасный музыкант и  педагог, большой ценитель мировой культуры, так  начала встречу: «Я очень рада, что мы имеем уникальную возможность познакомиться с живым звуком и непосредственным исполнением индийской музыки».

При игре на барабанах табла музыкант располагается на полу со скрещенными ногами, что Rohit и сделал, и  некоторые из нас последовали его примеру и расселись на полу на восточный манер. Сергей Савитра в индийском белом традиционном костюме открыл наше музыкальное путешествие. Зазвучали волшебные струны ситара, заструилась флейта,  отчетливо и ярко вступили табла. Первая композиция, затем вторая, в промежутках небольшие рассказы о музыкальных инструментах, об особенностях индийской музыки, о выдающихся музыкантах Индии, и снова звучат благозвучные красочные мелодии... 

 

Сергей объяснил нам, что исполнение раги начинается с медленной разработки её темы в форме алапа. Послеалапа начинается основная часть раги, джор или друт, где ритм постепенно возрастает, а исполнение становится богато орнаментированным. В третьей части подключается исполнитель на табла, эта часть называется тала.

Возможно, никто не ожидал, что исполнение действительно окажется настолько живым и волнительным, что после нескольких композиций к музыкантам стали присоединяться слушатели. Преподаватель литературы и психолог из Усть-Коксы Оксана Сухова чудесно спела «В горнице моей светло…» под аккомпанемент  табла, ситара и флейты-бансури.  Молодой педагог и музыковед Елена Боброва из Верхнего Уймона внесла в индийскую рагу тонкое звучание европейской музыки. А замечательный музыкант Лариса Малиновская из Замульты  присоединилась к трио на фортепиано, и все вместе исполнили несколько импровизированных композиций, которые вызвали самые продолжительные  овации.

Импровизация — неотъемлемая часть индийской музыки. Такая музыкальная форма как рага, есть не что иное как закреплённое традицией ладоритмическое построение. Европейскими языковыми средствами они могут описываться как «мелодии», «темы».  Система индийской музыки  опирается на два важных понятия: рага и тал. Рага — это мелодическая форма, а тал — ритмическая. В процессе исполнения раги основная тема подвергается интенсивному развитию по принципу аналогичному джазовой импровизации. Однако, в отличие от последней, рага не просто музыкальная тема, но и глубоко осмысленный философско-поэтический комплекс.

Считается, что рага-васанта символизирует весну, рага-камала — лотос, рага-мегха — тучу, приносящую дождь,рага-шанти ассоциируется с состоянием покоя, рага-шрингара — с чувством любви, рага-хасья — с весельем и т. д. Исполнение раги приурочивается даже ко времени суток,  это мелодии утренние, вечерние, полуденные. Характерные темы музыки Индии — возвышенная любовь, восхищение Природой, духовные распевы, посвящённые Богу и Героям.

Разговор о музыке и восприятие живой музыки подарили нам подлинное знакомство с древней культурой. Слушатели задавали вопросы, присоединялись к композициям, пели под аккомпанемент, и самое основное — соприкасались и знакомились с великой музыкальной традицией Индии. Бесспорно, знакомство состоялось на высшем уровне, ведь над нами высятся верщины Алтай — Гималаи!

Недаром говорят, что гармоничные звуки музыки оказывают терапевтический эффект  на человека. Нам передался от исполнителей и живых носителей музыкальной культуры Индии такой заряд  бодрости и вдохновения, что не хотелось расходиться. В Индии, как известно,  музыкальные встречи длятся часами, настраивая слушателя на глубокое созерцание звука. А чистый звук и есть Бог, как совершенно верно считают индийцы. Музыка — это дар прикоснуться к Высшему и дать пищу нашей душе.

Наш индийский друг Rohit Bhardwaj уезжал со словами благодарности ко всем тем людям, которых ему довелось встретить в своем путешествии. «Я почувствовал, что наша древняя культура для вас очень важна, и я рад, что сумел принести свой скромный дар во славу моей любимой Матери Индии. Я счастлив, что на Земле есть Индия и Гималаи, Россия и Алтай!»

От всего сердца хочется еще раз поблагодарить всех участников и организаторов этой встречи и пожелать дальнейших прекрасных знакомств с музыкальной культурой разных народов. Колорит нашей встречи, талант музыкантов, звучание инструментов, атмосфера дома, чуткость слушателей — всё это  создало незабываемую радость. Мы надеемся, что следующая встреча  будет посвящена музыкальной культуре Алтая.

Сарасвати ки джай!

2012, сентябрь.
Уймонская Долина.

Метки

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?



Алтай Туркластеры Каракольские озера СВО Донбасс VIP-туризм Греф Евтушенков Олег Царев Хорохордин Мир Дикого Запада Охотничий туризм Коммерческая охота Сход в Чемале Германия ЛГБТ Налоги в Гемании Доступная земля Фермеры Республика Алтай Президент России Сидик Афган Год Крысы Олег Хорохордин Кооперация Община Цифровой лагерь Алтайские старообрядцы Долголетие Спецоперация Годовщина СВО Пятая колонна Компрадоры Пчеловодство Алтайский мед Продукция пчеловодства Сон на пчелах Телецкое озеро Артыбаш Манжерок Шантарские острова Блудный сын Люди и звери Гагарин ВКС России Украина Владимир Егуеков Людмила Алтунина ФБА КБ Сухого Елена Блиновская Юбилей на Алтае Марафон желаний Киркоров Лерчек Собчак "Звери" АО МММ Горно-Алтайск Тугая Экологическая столица Владивосток DNS Парк Нагорный Олигархи на Алтае Олигархи Сибирские ГЭС Штаб по национализации энергетики Земельный вопрос Башкортостан Захват земли Золотодобыча Достопримечательности Экология города Горно-Алтайский театр Туризм Кластеры Алтайские традиции Социальный взрыв Павел Иванов Амаду Мамадаков Буддизм Лотосовая сутра Белая вера Виталий Уин Дзюдо Самбо Трудные подростки Дети-герои