Пророческий дар Достоевского открылся в Барнауле

Алексей КАРЕЛИН
02.02.2020

Просмотров:

350



В прошлый раз, говоря об интервью профессора Горно-Алтайского университета Павла Алексеева для интернет-газеты «Реальное время», нам пришлось соотнести его содержание с тем, что мы видим сегодня, сейчас. В продолжение начатого разговора профессор сравнивает нынешние российские регионы с «гаремными красавицами», которые из кожи вон лезут, лишь бы угодить господину, сидящему в метрополии. Ничего не изменилось, увы: в XXI веке мы продолжаем жить по законам империи.

Что же за сила у загадочного и непостижимого Востока, которая веками очаровывает западных писателей, художников, музыкантов? Среди примеров, когда русская литература предпринимала попытки позитивного восприятия восточных ценностей, профессор Алексеев упоминает тот, который покажется нам наиболее близким. Со школьных лет мы помним, как ссыльный петрашевец, унтер-офицер Семипалатинского гарнизона Федор Достоевский возвратился оттуда знаменитым благодаря «Запискам из мертвого дома». Но в школе мы не проходили, как после прогноза барнаульского врача (а он указал: «эпилепсия»), обращение к образу пророка Магомета помогло будущему писателю возвыситься над страшным недугом и сказать себе: это знак пророческого дара. И если это так, то выходит, что именно в Барнауле — корни того Достоевского, который повернул взоры столичной интеллигенции в Сибирь, на Восток.

Или образ лермонтовского Печорина: в современном прочтении сюжета, связанного с похищением Бэлы, профессор ГАГУ видит весь смысл «покорения Кавказа»: столько сил и средств потратить для завоевания красавицы, а в итоге никому неведомо, что с этой красавицей делать. И нам не понять нынешнего смысла «горячих точек», возникающих там и тут, без «слоя хорошо образованных, светских, творческих и активных людей, имеющих гражданское самосознание». Именно так определяет Павел Алексеев настоящую интеллигенцию. Она всегда настроена оппозиционно — и во времена дворянства, и при разночинцах, и в советское время, и сейчас при Путине.

Алекссев соглашается с академиком Лихачевым: влиятельная интеллигенция появляется при синтезе университетского знания и независимого поведения. Зачем ходить на митинги и вещать в пустоту? Долг интеллигенции — развивать интеллект, заниматься самообразованием и, конечно, всегда быть последовательной. Что значит быть интеллигентом в наше время? В своем интервью профессор Алексеев отвечает и на этот непростой ответ.

Россия разрывается на две части — между Западом и Востоком. Сможет ли наша интеллигенция примирить их внутри себя? Вот вопрос нашего времени, и всем, кому он интересен, предлагаем перейти сюда.

На репродукции - портрет к анонсу на www.facebook.com/conceptiarus статьи П.В. Алексеева "Восток в творческом сознании Ф.М. Достоевского периода Крымской войны" // Имагология и компаративистика. 2016. №1.

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?