Два года назад в Горно-Алтайске был учрежден Совет представителей русских родов. Общественную организацию возглавил предприниматель Сергей Мордовин. Но со временем деятельность Совета как-то незаметно прекратилась. Мордовин сослался на занятость тренерской работой с молодежью, а кроме него никто из сторонников такого движения не пожелал взять на себя груз ответственности. Тем не менее, идея продолжает жить, и кое-где предпринимаются шаги по созданию родовых поместий.
Эта тема достаточно глубоко исследована в статье Александра Лотова «Алтай накануне Галактического рассвета». Недавно, кстати, недалеко от Горно-Алтайска в долине Улалушки под родовые поместья было оформлено девять участков, каждый площадью под одному гектару. Продолжают хранить обычаи своих предков старообрядцы Усть-Коксинского района. Вот и предполагалось, что Совет русских родов объединит сторонников в активную общественную организацию, которая демонстрировала бы древние традиции. Но ее время, видимо, в республике еще не пришло.
В Новосибирской области и Алтайском крае сторонники возрождения родовых отношений, несмотря на апатию и нигилизм населения, порой и противодействие властных чиновников, достигли весьма ощутимых результатов. Они имеют даже своих депутатов в представительных органах власти. В Новосибирской области создано поселение объединенных родов. Такая же деревня начала приобретать очертания у села Казанка Алтайского района, что почти рядом с Республикой Алтай.
Идея родовых отношений, на мой взгляд, должна обрести армию сторонников и стать массовым явлением. Потому что всё больше людей сознают пагубность технологической цивилизации; многим шумная, похожая на сумасшествие, городская жизнь стала костью в горле, и такие люди всё чаще думают о возвращении к деревенской идиллии. Образ жизни, который когда-то существовал на хуторах и заимках, становится милее многоэтажных домов, асфальта и ревущих автомобильных потоков.
Город по своей сути формирует агрессивную среду. Горожанин живет с магазина. Как только в государстве возникают финансовые и экономические проблемы, владельцы ванных комнат и благоустроенных туалетов с легкостью становятся демонстрантами. Какие шаги они предпримут далее, тут только одному Богу известно. Другое дело – деревня. Даже нынешняя, люмпенизированная, и та располагает запасами продовольствия. А у работящих сельчан пищи в изобилии до следующего урожая, и им в случае экстремальных условий нет надобности громить витрины супермаркетов. К сожалению, этого не понимают нынешние российские власти, потому что с их ведома и попустительства деревня околевает.
Алтайские роды-сеоки тоже утратили реальную силу. Было время, когда в каждом логу находились чабанские стоянки, а по склонам гор перекатывались отары овец и коз, паслись лошади и коровы. Теперь в поездке по Чуйскому тракту от Маймы до Кош-Агача отары и стада можно пересчитать по пальцам. Травку щиплют условные головы из частного сектора, занимающие многозначными цифрами столбцы в отчетах правительственных чиновников. Родовые пастушеские традиции алтайцев пали перед катком непродуманных реформ, а зараза торгашеской жизни охватила даже пожилых людей. Теперь внуки известных в прошлом чабанов предпочитают жить в крупных городах, многим даже Горно-Алтайск не мил, выбирают Москву или Санкт-Петербург. А сын первого главы республики Валерия Чаптынова и вовсе проживает в Новой Зеландии.
Но больше всего качество пищи заставит горожан повернуться лицом к земле. Натуральными продуктами городское население не прокормить. Без химии, без применения генетически модифицированных организмов здесь никак не обойтись. А химическая пища – это плохое здоровье и короткая жизнь. Тут даже продукция бийской компании «Эвалар» не поможет, в качестве которой, кстати, многие тоже сомневаются. Инстинкт самосохранения заставит людей бросить город, бежать в деревню и жить в основном за счет продуктов питания, произведенных собственными руками.
Только родовые поселения способны решить демографическую проблему в стране. Род без многодетной семьи не может существовать. В многочисленных потомках его сила. Придуманная в Кремле ставка на материнский капитал - как побуждение к деторождению - ожидаемых результатов не даёт. Что значит нынешняя сумма в 420 тысяч рублей для состоятельного человека? Да ничто! У многих чиновников и служащих госкорпораций месячная зарплата намного больше. А вот для кого-то из неимущих слоев населения это большие деньги, и ради них семья решается обзавестись ребенком, не думая о том, что таким действием плодит число обездоленных российских граждан.
Если восстановить родовые традиции в той степени, в которой они существовали в давнее время, польза обществу и государству была бы огромная, не говоря уже о роли тех людей, которые будут готовы избрать такой путь жизни. Род вполне может взять на себя функции муниципального сельского поселения, стать здоровой и мощной структурой государственного устройства России. Была бы на то государственная воля…