По Конституции Республики Алтай новогодний праздник Чага Байрам считается официальным народным праздником. Иногда он совпадает с русской Масленицей или буддийским Новым годом, но, в отличие от других календарей, по-алтайски Чага Байрам приходит всегда после ночи, в которую рождается новая луна.
Народные традиции тесно переплетены с обрядами бурханизма. Чага Байрам празднуют вместе со всеми приверженцы буддизма возле своего храма.
С утра ламы готовятся к предстоящему празднику, читают сутры, ждут прихожан и паломников. Древний кочевой праздник отмечается в это время в соседней Монголии и Туве, в Бурятии и Калмыкии — во всех землях, где сохраняются традиции Ойратского ханства (Джунгарии).
В этом храме бывал президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов, и когда он сказал, что у него на родине возведен самый большой буддийский храм в Европе, алтайцы не растерялись: «А наш — самый маленький в мире!»
Праздник начинается с традиционных тибетских песнопений — такова традиция алтайского бурханизма.
В походных условиях алтайцы сооружали жертвенник для священного огня в любом месте, где заставал их первый день после новолуния.
Обряд поклонения Огню — это всегда священнодействие; древний обряд огнепоклонников по-прежнему жив на Алтае.
Молитвы, с которыми приходят алтайцы к своему храму, ничем не отличаются от тех, которые возносили к Небу их далекие предки.
Древний праздник возрождался в Горно-Алтайске благодаря таким хранителям народных традиций, как Таукен Яйтынов (на снимке).
После того, как народ вспомнил себя во время народных молений в 1904 году, - снова пришла эпоха беспамятства, и только на рубеже XX-XXI вв. люди снова вернулись к своим Бурханам.
Жертвоприношения белым молоком, выпечкой из белой муки приносятся животворящему Огню, перед которым равны буддисты, последователи Тенгри, язычники…
Буддийские ламы преклоняются перед памятью своего народа. Эркетен Кожутов (справа), потомственный jарлыкчы, после своего паломничества в столицу Тибета избрал для себя путь проповедника.
После утренних молений горожане идут на праздник, который проходит обычно у подножий Тугаи или на центральной площади Горно-Алтайска. Зайсаны алтайских родов и уважаемые аксакалы идут на церемонию открытия.
Народные гуляния начинаются около полудня.
После торжественной части выступают мастера искусств. Эмиль Теркишев (в центре), полмира объехавший с гастролями, всегда рад выступлениям перед благодарными земляками.
Прославленный певец и музыкант Болот Байрышев (слева) — желанный гость на таком большом празднике. В программе Чага Байрама всегда есть увлекательные конкурсы, в которых участвуют только женщины. Красота оценивается по национальной одежде, рукоделию, национальным украшениям (справа).
В спортивных соревнованиях наряду с известными всем состязаниями борцов или наездников выступают мастера «камчы» (слева), когда плетью надо работать на точность, или тандемы в «беге тонжонов»…
Пока идут состязания борцов, главный приз — белый живой баран — ждёт будущего победителя.
Горожане идут на праздник, чтобы найти для себя новые впечатления, оставить их на память, и все верят, что праздничные жертвоприношения Огню принесут в новом году удачу и исполнение всех желаний.
Фото: Евгений БУТУШЕВ, Павел ТЕРЕХОВ, Анатолий ШОДОЕВ.