«…С представленными институтом выводами о незначительной величине собственных доходов в бюджетной системе республики и ее неспособности самостоятельно финансировать даже текущие потребности трудно не согласиться. Причина здесь не только в отсутствии достаточного количества крупных бюджетоформирующих отраслей реального сектора республиканской экономики. Прежде всего, она в иждивенческих настроениях многочисленной чиновничьей гвардии регионального и муниципального уровней нашей республики. Проявляются эти настроения ответственных должностных лиц в их полном безразличии, а зачастую и в прямой заинтересованности в выводе финансовых потоков из воспроизводственных процессов в экономике Республики Алтай, с вероятной целью получения административной ренты уже за пределами региона». (Конец цитаты).
«Если бы все прошедшее было настоящим, а настоящее
продолжало существовать наряду с будущим, кто был бы
в силах разобрать: где причины и где последствия?»
Из сочинений Козьмы Пруткова
До перехода кабинета министров в режим «исполнения обязанностей» осталось менее месяца, поэтому подвести итоги восьмилетней работы коллег по выполнению взятых Правительством РА обязательств в социально-экономической сфере, напомнить о том, что удалось и что не исполнено, а также о причинах этого и возможных вариантах решения накопившихся проблем, наверное, самое время.
Отзываясь на неоднократные просьбы ряда уважаемых мной людей, неравнодушных к происходящему в регионе, беру на себя ответственность за изложение своей точки зрения на давно уже наболевший вопрос и буду рад, если она найдет отклик у читателя. Заранее приношу свои извинения, если в ходе чтения придется пользоваться цифровым материалом, представленным по тексту в табличной форме. Но без этого, увы, не обойтись.
В качестве методической основы при подготовке статьи были взяты критерии оценки работы органов исполнительной власти по реализации Программ социально-экономического развития региона. При формировании информационной базы были использованы следующие материалы:
- официальные данные Приложений к Программам социально-экономического развития Республики Алтай;
- основные макроэкономические показатели региона за соответствующие годы из раздела экономическая статистика, из официального сайта СФО;
- приложения к бюджетам Республики Алтай за соответствующие периоды;
- отчеты об исполнении бюджетов Республики Алтай за анализируемые периоды;
- Журнал диагностики Комплексной инвестиционной Программы Республики Алтай на 2013–2028 гг.
- Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ, итоги 2012 года.
1. Законодательная основа и задачи социально-экономического развития
Управление социально-экономическими процессами в Республике Алтай в течение времени действующего состава Правительства РА определялось Стратегией социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года, утвержденной Законом Республики Алтай от 25 сентября 2008 года № 83-РЗ. Основными инструментами реализации принятой Стратегии являлись Программы социально-экономического развития Республики Алтай на 2006-2009 и 2010-2014 годы, утвержденные, соответственно, Законом Республики Алтай от 17 ноября 2006 года № 93-РЗ «О Программе социально- экономического развития Республики Алтай на 2006-2009 годы» и Законом Республики Алтай от 31мая 2010 года № 5-РЗ «О Программе социально-экономического развития Республики Алтай на 2010-2014 годы».
Главной целью реализации предложенной Правительством РА Стратегии, было повышение уровня благосостояния и качества жизни населения, развитие производственного, трудового и интеллектуального потенциалов Республики Алтай. Поставленную «Стратегией 2028» цель предполагалось достигнуть путем решения Программами социально-экономического развития Республики Алтай следующих задач:
1. Развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, инженерных коммуникаций и инфраструктуры связи.
2. Создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, в том числе путем организации особой экономической зоны туристско-рекреационного типа и реализации крупных инвестиционных проектов, в рамках частно-государственного партнерства.
3. Создание условий для развития сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности, внедрения современных технологий глубокой переработки сырья, использования природных и ресурсных возможностей в республике.
4. Укрепление и развитие социальной инфраструктуры республики.
5. Укрепление финансового состояния республики, увеличение доли собственных доходов в бюджетной системе Республики Алтай.
Напомнив о стратегических целях, поставленных Правительству РА принятием «Стратегии 2028» и соответствующих Законов РА «О социально-экономическом развитии Республики Алтай на периоды 2006-2009 и 2010-2014 гг., предлагаю, читателю по ходу моего повествования соотносить с поставленными целями весьма скромные (скажем так) результаты деятельности Правительства РА.
2. Основные результаты развития региональной макроэкономики
Уровень решения задач социально-экономического развития, являющихся основной функцией любого регионального органа исполнительной власти, целесообразно определять путем сравнения важнейших плановых показателей социально-экономического развития региона, изложенных в Программах социально-экономического развития, с фактическими результатами, достигнутыми в ходе деятельности Правительства РА и представленными на официальном сайте СФО в разделе «Экономическая статистика». Такой подход позволит в существенной мере избежать субъективного фактора, а также даст возможность произвести количественные оценки уровня выполнения региональной властью взятых на себя обязательств по реализации общественного договора, кстати, достойно оплаченного бюджетными средствами. Рассмотрим ниже периоды деятельности Правительства РА:
1. Общее финансирование Программы социально-экономического развития РА на 2006-2009 годы было предусмотрено в объеме 34 млрд. 928 млн. рублей, фактическое составило 33 млрд. 038 млн. рублей, что соответствует 95% от запланированного.
Анализ фактических показателей валового регионального продукта, полученного на территории Республики Алтай за период 2006-2009 годов и соотнесение их с плановыми значениями объемов ВРП за аналогичный период, представленными в принятом стабилизационном сценарном варианте Программы социально-экономического развития республики, свидетельствует о серьезных отставаниях (минус 65,37 млрд. руб.) в выполнении взятых Правительством РА обязательств по достижению запланированных объемов валового регионального продукта к 2009 году. Такие отклонения в показателях ВРП объективно доказывают неисполнение Закона РА №93-РЗ от 17 ноября 2006 года. Несмотря на то, что реализация стабилизационного сценарного варианта развития в рассматриваемый период была обеспечена финансовыми средствами на 95%, тем не менее, средний уровень выполнения запланированных показателей по ВРП, за все четыре года не поднимался выше 60%, что свидетельствует о неэффективном управлении используемыми для выполнения Программы 2006-2009 средствами бюджетной системы.
2. При подготовке Программы социально-экономического развития Республики Алтай на период 2010-2014 годы все основные плановые показатели Правительством РА были скорректированы в сторону уменьшения, в среднем на 40%, относительно плановых показателей 2009 года. Это резко понизило как напряженность реализации Программы социально-экономического развития Республики Алтай на 2010-2014 годы, так и степень ответственности конкретных должностных лиц, обеспечивающих в экономическом блоке Правительства РА управление мероприятиями по ее выполнению. Общий объем запланированного финансирования, предусмотренного Программой 2010-2014 г., составил (в ценах 2010 г.) 110.783.714,1 тыс. рублей. В том числе:
- средства федерального бюджета 27.296.285,3 тыс. рублей (24,64%);
- средства республиканского бюджета Республики Алтай 17.181.516,3 тыс. рублей (15,51%);
- средства муниципальных бюджетов 917.312,1 тыс. рублей (0,83%);
- собственные средства исполнителей 42.775.247,0 тыс. рублей (38,61%);
- иные источники финансирования 22.613.353,4 тыс. рублей (20,41%);
Сложившаяся структура доходных источников республиканского бюджета в анализируемый период на 79,9% состояла из федеральных трансфертов, поступающих в форме субсидий, субвенций и дотаций. Структура доходов муниципальных бюджетов, в свою очередь, не менее, чем на 80% состояла из финансовой помощи республиканского бюджета. Таким образом, можно утверждать, что более чем на 36,2% или на 40 млрд. рублей принятая Программа 2010-2014 гг. финансировалась как напрямую, в рамках федеральных программ, так и опосредованно за счет федеральных бюджетных средств в доходной части бюджета республики.
При утвержденном Программой объеме финансирования в 110,78 млрд. рублей, более чем в три раза превышающем объемы финансирования Программы 2006-2009 годов, планируемые результаты данного финансирования, несопоставимо «более скромные»; например:
- увеличение валового регионального продукта в 2014 году в 1,2 раза к 2009 году;
- инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования должны вырасти в 2014 году на 76,8%;
- объем промышленного производства в сопоставимых ценах должен увеличиться в 2014 году на 53,4%;
- общий объем продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах увеличится в 2014 году на 16,1%;
- количество малых и средних предприятий вырастет в 2014 году до 18 единиц на 1 тыс. человек населения;
Таким образом, понижение плановых показателей на 40%, при одновременном увеличении объемов финансирования Программы 2010-2014 в 3,17 раза, свидетельствует о снижении эффективности управления денежными средствами при реализации Программы данного периода в 7,92 раза и вероятном повышении риска коррупционности.
Вывод о резком снижении эффективности управления бюджетными средствами также подтверждается и на макроэкономическом уровне. Даже в скорректированных более чем на 40% в сторону уменьшения плановых показателях средний уровень их выполнения за период 2010-2012 годы в основном не достигает 100% от запланированного:
- валовый региональный продукт - 96,6 %;
- объем товаров собственного производства, работ, услуг - 75 %;
- инвестиции в основной капитал - 86,3 %;
- объем продукции сельского хозяйства (в основном за счёт личных подсобных хозяйств) - 108,6%;
Информация об уровне выполнения Правительством Республики Алтай основных программных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Алтай за период 2006–2012 гг. при реализации стабилизационного сценарного варианта развития, представлена ниже в Таблице 1.
3. Анализ финансовых потоков в сфере госуправления
В 2011 году, в рамках подготовки республиканским Правительством «Комплексного инвестиционного плана Республики Алтай на 2013–2028 годы», после проведения предусмотренных действующим законодательством конкурсных процедур, между Министерством экономического развития и инвестиций Республики Алтай и Автономной некоммерческой организацией «Институт развития регионов» (г. Москва), был заключен договор, по которому была проведена экспертиза движения финансовых потоков в республиканской экономике. Результаты были систематизированы в «Журнале диагностики Комплексной инвестиционной Программы Республики Алтай на 2013–2028 годы».
Для подтверждения сделанного выше тезиса о высоких рисках неэффективного управления бюджетными средствами и возможных рисках коррупционности при выполнении «Программы социально-экономического развития РА на период 2010-2014 годы» воспользуемся данными независимого мониторинга, приведенными в соответствующих таблицах, а также выводами из Журнала диагностики КИП РА (стр.19-29), выполненного по заказу Правительства РА.
1. Расчёт сальдо Государственных и муниципальных органов власти (ГиМОВ)
Вывод:
Сальдо финансовых потоков государственных и муниципальных органов власти свидетельствует о состоянии консолидированного бюджета Республики Алтай. Зависимость республиканского бюджета от поступлений из вышестоящих органов власти существенна.
Доля собственных доходов бюджетов всех уровней составляет незначительную величину. Это свидетельствует о том, что Республика Алтай не в состоянии самостоятельно финансировать в полном объеме даже текущие потребности, не говоря уже о финансировании долгосрочных программ социально-экономического развития. При этом дотационность Республики Алтай находится на критически высоком уровне.
С представленными институтом выводами о незначительной величине собственных доходов в бюджетной системе республики и ее неспособности самостоятельно финансировать даже текущие потребности трудно не согласиться. Причина здесь не только в отсутствии достаточного количества крупных бюджетоформирующих отраслей реального сектора республиканской экономики. Прежде всего, она в иждивенческих настроениях многочисленной чиновничьей гвардии регионального и муниципального уровней нашей республики. Проявляются эти настроения ответственных должностных лиц в их полном безразличии, а зачастую и в прямой заинтересованности в выводе финансовых потоков из воспроизводственных процессов в экономике Республики Алтай, с вероятной целью получения административной ренты уже за пределами региона. Сказанное наглядно подтверждается приводимой ниже таблицей и сделанными экспертами выводами из «Журнала диагностики КИП РА на 2013 – 2028 годы».
2. Расчёт сальдо внешней среды (ВС)
Вывод:
Население, инженерно-техническая, социальная инфраструктуры и малый и средний бизнес (МСБ), активно «уводят» денежные средства из Республики Алтай, что является негативной тенденцией с большими рисками наступления кризисных явлений в Республике Алтай в краткосрочной перспективе. Экономические субъекты региона, производители товаров и услуг, включая малый и средний бизнес,недостаточно привлекают денежные средства из внешней среды. Необходимы экстренные «выравнивающие» меры.
С представленными выводами экспертного анализа, проведенного московским Институтом развития регионов, также трудно не согласиться, видя в приводимой выше Таблице «Расчет сальдо внешней среды» объем входящих во внешнюю среду платежей из Республики Алтай, более чем на 6,5 миллиарда рублей превышающих объем платежей, приходящих из внешней среды в регион. Думаю, что пример о действиях человека, предполагающего накопить средства по первоочередной проверке наличия дырок в собственном кармане и их тщательном латании, будет мягким намеком в отношении рекомендуемых мер финансового взаимодействия нашего региона с внешней средой.
Еще раз обратимся к материалам финансово-экономического мониторинга, осуществленного АНО «Институт развития регионов» в целях представления читателю рекомендаций его экспертов по оценке общего состояния в финансово-экономической сфере и рекомендациям неотложных действий органам государственной власти по снижению существующих рисков социально-экономической нестабильности.
3. Результаты расчета сальдо Республики Алтай
Вывод:
Исходящие от вышестоящих органов власти (25,2 млрд. руб.) и внешней среды (21,3 млрд. руб.) платежи поступают в Республику Алтай (Табл.3).
Основными получателями данных средств являются:
* население – 18,3 млрд. руб. (39,5% всех входящих в республику платежей),
* государственные и муниципальные органы власти – 12,3 млрд. руб. (26,4%),
* малый и средний бизнес – 8,5 млрд. руб. (18,4%),
* производители товаров и услуг – 6,1 млрд. руб (13,1%).
* на долю всей инфраструктуры приходится 1,2 млрд. руб., т.е. 2,6%.
Первый вывод, что данная ситуация иллюстрирует критический уровень дотационности Республики Алтай.
По сути, все предприниматели, весь бизнес Республики Алтай обеспечивает всего лишь треть входящих платежей в регион.
При этом поток входящих в Вышестоящие органы власти и внешнюю среду платежей, поступающих из Республики Алтай (Табл. 3), составляет около 31 млрд. рублей.
Таким образом, из полученных средств субъектами социально-экономической системы Республики Алтай:
* 15,4 млрд. рублей остается в социально-экономической системе (СЭС),
* около 3,2 млрд. рублей – это исходящие платежи в пользу вышестоящих бюджетов,
* и 27,8 млрд. рублей – это исходящие платежи во внешнюю среду, при этом сальдо внешней среды положительное и составляет 6,6 млрд. рублей.
Основными плательщиками в пользу внешней среды являются следующие субъекты СЭС Республики Алтай:
* малый и средний бизнес (34,6 % – это 42,3% всех исходящих платежей субъекта),
* население (29,5% – это 28,1% всех исходящих платежей субъекта),
* производители товаров и услуг (17,9% – это 66% всех исходящих платежей субъекта),
* инженерно-техническая инфраструктура (12,0% – это 52,9% всех исходящих платежей субъекта),
* остальные субъекты – 5,9%.
Таким образом, формулируется второй основной вывод, после критической дотационности Республики Алтай – получаемое финансирование не обеспечивает эффективного развития экономики, а по сути, «проедается» Республикой Алтай.
Основные субъекты – бизнес (в большей степени) и население (в существенной степени) ориентированы на закупку товаров и услуг (включая финансовые услуги – вклады, получение кредитов и платежи по ним) из внешней среды – местный бизнес потребностей обеспечить не в состоянии, а инженерно-техническая инфраструктура функционирует крайне неэффективно. Кроме этого не исключается гипотеза о сознательном выводе средств указанными выше субъектами экономической деятельности из Республики Алтай.
Третий вывод – развитие Республики Алтай, в сегодняшней ситуации, не может быть обеспечено за счет ее собственных средств, необходима комплексная модернизация (балансировка элементов системы, приведения системы к современным требованиям федерального центра) эколого-социально-экономической системы Республики Алтай, с целью её вывода на саморазвитие.
Ниже в Таблице 2. приведены данные анализа уровня зависимости субъектов СЭС РА от платежей вышестоящих органов власти (ВОВ), по итогам 2011 года.
Таблица 2.
Приведенные выше материалы финансово-экономического обследования (из стр. 19 – 29 Журнала диагностики КИП РА на 2013-2028 гг.), используемые в качестве подтверждения транслируемой в статье точки зрения автора и выделенные курсивом, характеризуют ситуацию, сложившуюся в финансово-экономической сфере Республики Алтай, по заключению независимого экспертного института, даже по состоянию на конец 2011 года, как крайне сложную и требующую экстренного ее изменения со стороны органов государственной власти.
К концу 2013 года состояние в мировой экономике, результаты деятельности экономики в стране, а также состояние в экономической сфере нашей республики не стали лучше, по сравнению с концом 2011 года – более того, финансово-экономическая ситуация за прошедший период, в силу ряда объективных обстоятельств, значительно осложнилась. А поэтому необходимо отметить, что рекомендации, сделанные коллегами еще в 2012 году, о необходимости принятия стабилизирующих социально-экономическую систему региона мер, не потеряли своей актуальности и стали только более неотложными.
(Продолжение следует).