Новогодний подарок экономиста Зотова правительству Бердникова

Михаил Зотов
29.12.2013

Просмотров:

3104

«…С представленными институтом выводами о незначительной величине собственных доходов в бюджетной системе республики и ее неспособности самостоятельно финансировать даже текущие потребности трудно не согласиться. Причина здесь не только в отсутствии достаточного количества крупных бюджетоформирующих отраслей реального сектора республиканской экономики. Прежде всего, она в иждивенческих настроениях многочисленной чиновничьей гвардии регионального и муниципального уровней нашей республики. Проявляются эти настроения ответственных должностных лиц в их полном безразличии, а зачастую и в прямой заинтересованности в выводе финансовых потоков из воспроизводственных процессов в экономике Республики Алтай, с вероятной целью получения административной ренты уже за пределами региона». (Конец цитаты).

ВРЕМЯ УШЕДШИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

«Если бы все прошедшее было настоящим, а настоящее
продолжало существовать наряду с будущим, кто был бы
в силах разобрать: где причины и где последствия?»

Из сочинений Козьмы Пруткова

Затянувшаяся осень 2013 года и суета с подготовкой к встрече в Республике Алтай олимпийского огня, а затем и Нового 2014 года, незаметно приблизили и создали ощущение «неожиданности» и, хотелось бы верить, окончания в начале следующего года срока полномочий Главы республики, председателя ее Правительства, а, соответственно, и всего действующего состава республиканского правительства. 

До перехода кабинета министров в режим «исполнения обязанностей» осталось менее месяца, поэтому подвести итоги восьмилетней работы коллег по выполнению взятых Правительством РА обязательств в социально-экономической сфере, напомнить о том, что удалось и что не исполнено, а также о причинах этого и возможных вариантах решения накопившихся проблем, наверное, самое время. 

Отзываясь на неоднократные просьбы ряда уважаемых мной людей, неравнодушных к происходящему в регионе, беру на себя ответственность за изложение своей точки зрения на давно уже наболевший вопрос и буду рад, если она найдет отклик у читателя. Заранее приношу свои извинения, если в ходе чтения придется пользоваться цифровым материалом, представленным по тексту в табличной форме. Но без этого, увы, не обойтись.

В качестве методической основы при подготовке статьи были взяты критерии оценки работы органов исполнительной власти по реализации Программ социально-экономического развития региона. При формировании информационной базы были использованы следующие материалы:

- официальные данные Приложений к Программам социально-экономического развития Республики Алтай;
- основные макроэкономические показатели региона за соответствующие годы из раздела экономическая статистика, из официального сайта СФО; 
- приложения к бюджетам Республики Алтай за соответствующие периоды;
- отчеты об исполнении бюджетов Республики Алтай за анализируемые периоды;
- Журнал диагностики Комплексной инвестиционной Программы Республики Алтай на 2013–2028 гг.
- Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ, итоги 2012 года.

1. Законодательная основа и задачи социально-экономического развития

Управление социально-экономическими процессами в Республике Алтай в течение времени действующего состава Правительства РА определялось Стратегией социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года, утвержденной Законом Республики Алтай от 25 сентября 2008 года № 83-РЗ. Основными инструментами реализации принятой Стратегии являлись Программы социально-экономического развития Республики Алтай на 2006-2009 и 2010-2014 годы, утвержденные, соответственно, Законом Республики Алтай от 17 ноября 2006 года № 93-РЗ «О Программе социально- экономического развития Республики Алтай на 2006-2009 годы» и Законом Республики Алтай от 31мая 2010 года № 5-РЗ «О Программе социально-экономического развития Республики Алтай на 2010-2014 годы».

Главной целью реализации предложенной Правительством РА Стратегии, было повышение уровня благосостояния и качества жизни населения, развитие производственного, трудового и интеллектуального потенциалов Республики Алтай. Поставленную «Стратегией 2028» цель предполагалось достигнуть путем решения Программами социально-экономического развития Республики Алтай следующих задач:

1. Развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, инженерных коммуникаций и инфраструктуры связи.
2. Создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, в том числе путем организации особой экономической зоны туристско-рекреационного типа и реализации крупных инвестиционных проектов, в рамках частно-государственного партнерства.
3. Создание условий для развития сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности, внедрения современных технологий глубокой переработки сырья, использования природных и ресурсных возможностей в республике.
4. Укрепление и развитие социальной инфраструктуры республики.
5. Укрепление финансового состояния республики, увеличение доли собственных доходов в бюджетной системе Республики Алтай. 
Напомнив о стратегических целях, поставленных Правительству РА принятием «Стратегии 2028» и соответствующих Законов РА «О социально-экономическом развитии Республики Алтай на периоды 2006-2009 и 2010-2014 гг., предлагаю, читателю по ходу моего повествования соотносить с поставленными целями весьма скромные (скажем так) результаты деятельности Правительства РА.

2. Основные результаты развития региональной макроэкономики

Уровень решения задач социально-экономического развития, являющихся основной функцией любого регионального органа исполнительной власти, целесообразно определять путем сравнения важнейших плановых показателей социально-экономического развития региона, изложенных в Программах социально-экономического развития, с фактическими результатами, достигнутыми в ходе деятельности Правительства РА и представленными на официальном сайте СФО в разделе «Экономическая статистика». Такой подход позволит в существенной мере избежать субъективного фактора, а также даст возможность произвести количественные оценки уровня выполнения региональной властью взятых на себя обязательств по реализации общественного договора, кстати, достойно оплаченного бюджетными средствами. Рассмотрим ниже периоды деятельности Правительства РА:

1. Общее финансирование Программы социально-экономического развития РА на 2006-2009 годы было предусмотрено в объеме 34 млрд. 928 млн. рублей, фактическое составило 33 млрд. 038 млн. рублей, что соответствует 95% от запланированного.
Анализ фактических показателей валового регионального продукта, полученного на территории Республики Алтай за период 2006-2009 годов и соотнесение их с плановыми значениями объемов ВРП за аналогичный период, представленными в принятом стабилизационном сценарном варианте Программы социально-экономического развития республики, свидетельствует о серьезных отставаниях (минус 65,37 млрд. руб.) в выполнении взятых Правительством РА обязательств по достижению запланированных объемов валового регионального продукта к 2009 году. Такие отклонения в показателях ВРП объективно доказывают неисполнение Закона РА №93-РЗ от 17 ноября 2006 года. Несмотря на то, что реализация стабилизационного сценарного варианта развития в рассматриваемый период была обеспечена финансовыми средствами на 95%, тем не менее, средний уровень выполнения запланированных показателей по ВРП, за все четыре года не поднимался выше 60%, что свидетельствует о неэффективном управлении используемыми для выполнения Программы 2006-2009 средствами бюджетной системы.

2. При подготовке Программы социально-экономического развития Республики Алтай на период 2010-2014 годы все основные плановые показатели Правительством РА были скорректированы в сторону уменьшения, в среднем на 40%, относительно плановых показателей 2009 года. Это резко понизило как напряженность реализации Программы социально-экономического развития Республики Алтай на 2010-2014 годы, так и степень ответственности конкретных должностных лиц, обеспечивающих в экономическом блоке Правительства РА управление мероприятиями по ее выполнению. Общий объем запланированного финансирования, предусмотренного Программой 2010-2014 г., составил (в ценах 2010 г.) 110.783.714,1 тыс. рублей. В том числе:

- средства федерального бюджета 27.296.285,3 тыс. рублей (24,64%);
- средства республиканского бюджета Республики Алтай 17.181.516,3 тыс. рублей (15,51%);
- средства муниципальных бюджетов 917.312,1 тыс. рублей (0,83%);
- собственные средства исполнителей 42.775.247,0 тыс. рублей (38,61%);
- иные источники финансирования 22.613.353,4 тыс. рублей (20,41%);

Сложившаяся структура доходных источников республиканского бюджета в анализируемый период на 79,9% состояла из федеральных трансфертов, поступающих в форме субсидий, субвенций и дотаций. Структура доходов муниципальных бюджетов, в свою очередь, не менее, чем на 80% состояла из финансовой помощи республиканского бюджета. Таким образом, можно утверждать, что более чем на 36,2% или на 40 млрд. рублей принятая Программа 2010-2014 гг. финансировалась как напрямую, в рамках федеральных программ, так и опосредованно за счет федеральных бюджетных средств в доходной части бюджета республики.

При утвержденном Программой объеме финансирования в 110,78 млрд. рублей, более чем в три раза превышающем объемы финансирования Программы 2006-2009 годов, планируемые результаты данного финансирования, несопоставимо «более скромные»; например:

- увеличение валового регионального продукта в 2014 году в 1,2 раза к 2009 году; 
- инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования должны вырасти в 2014 году на 76,8%;
- объем промышленного производства в сопоставимых ценах должен увеличиться в 2014 году на 53,4%;
- общий объем продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах увеличится в 2014 году на 16,1%;
- количество малых и средних предприятий вырастет в 2014 году до 18 единиц на 1 тыс. человек населения;

Таким образом, понижение плановых показателей на 40%, при одновременном увеличении объемов финансирования Программы 2010-2014 в 3,17 раза, свидетельствует о снижении эффективности управления денежными средствами при реализации Программы данного периода в 7,92 раза и вероятном повышении риска коррупционности.

Вывод о резком снижении эффективности управления бюджетными средствами также подтверждается и на макроэкономическом уровне. Даже в скорректированных более чем на 40% в сторону уменьшения плановых показателях средний уровень их выполнения за период 2010-2012 годы в основном не достигает 100% от запланированного:

- валовый региональный продукт - 96,6 %;
- объем товаров собственного производства, работ, услуг - 75 %;
- инвестиции в основной капитал - 86,3 %;
- объем продукции сельского хозяйства (в основном за счёт личных подсобных хозяйств) - 108,6%;

Информация об уровне выполнения Правительством Республики Алтай основных программных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Алтай за период 2006–2012 гг. при реализации стабилизационного сценарного варианта развития, представлена ниже в Таблице 1.

3. Анализ финансовых потоков в сфере госуправления

В 2011 году, в рамках подготовки республиканским Правительством «Комплексного инвестиционного плана Республики Алтай на 2013–2028 годы», после проведения предусмотренных действующим законодательством конкурсных процедур, между Министерством экономического развития и инвестиций Республики Алтай и Автономной некоммерческой организацией «Институт развития регионов» (г. Москва), был заключен договор, по которому была проведена экспертиза движения финансовых потоков в республиканской экономике. Результаты были систематизированы в «Журнале диагностики Комплексной инвестиционной Программы Республики Алтай на 2013–2028 годы».

Для подтверждения сделанного выше тезиса о высоких рисках неэффективного управления бюджетными средствами и возможных рисках коррупционности при выполнении «Программы социально-экономического развития РА на период 2010-2014 годы» воспользуемся данными независимого мониторинга, приведенными в соответствующих таблицах, а также выводами из Журнала диагностики КИП РА (стр.19-29), выполненного по заказу Правительства РА.

 1. Расчёт сальдо Государственных и муниципальных органов власти (ГиМОВ)

Вывод:

Сальдо финансовых потоков государственных и муниципальных органов власти свидетельствует о состоянии консолидированного бюджета Республики Алтай. Зависимость республиканского бюджета от поступлений из вышестоящих органов власти существенна.
Доля собственных доходов бюджетов всех уровней составляет незначительную величину. Это свидетельствует о том, что Республика Алтай не в состоянии самостоятельно финансировать в полном объеме даже текущие потребности, не говоря уже о финансировании долгосрочных программ социально-экономического развития. При этом дотационность Республики Алтай находится на критически высоком уровне.

С представленными институтом выводами о незначительной величине собственных доходов в бюджетной системе республики и ее неспособности самостоятельно финансировать даже текущие потребности трудно не согласиться. Причина здесь не только в отсутствии достаточного количества крупных бюджетоформирующих отраслей реального сектора республиканской экономики. Прежде всего, она в иждивенческих настроениях многочисленной чиновничьей гвардии регионального и муниципального уровней нашей республики. Проявляются эти настроения ответственных должностных лиц в их полном безразличии, а зачастую и в прямой заинтересованности в выводе финансовых потоков из воспроизводственных процессов в экономике Республики Алтай, с вероятной целью получения административной ренты уже за пределами региона. Сказанное наглядно подтверждается приводимой ниже таблицей и сделанными экспертами выводами из «Журнала диагностики КИП РА на 2013 – 2028 годы».

 2. Расчёт сальдо внешней среды (ВС)

Вывод:

Население, инженерно-техническая, социальная инфраструктуры и малый и средний бизнес (МСБ), активно «уводят» денежные средства из Республики Алтай, что является негативной тенденцией с большими рисками наступления кризисных явлений в Республике Алтай в краткосрочной перспективе. Экономические субъекты региона, производители товаров и услуг, включая малый и средний бизнес,недостаточно привлекают денежные средства из внешней среды. Необходимы экстренные «выравнивающие» меры.

С представленными выводами экспертного анализа, проведенного московским Институтом развития регионов, также трудно не согласиться, видя в приводимой выше Таблице «Расчет сальдо внешней среды» объем входящих во внешнюю среду платежей из Республики Алтай, более чем на 6,5 миллиарда рублей превышающих объем платежей, приходящих из внешней среды в регион. Думаю, что пример о действиях человека, предполагающего накопить средства по первоочередной проверке наличия дырок в собственном кармане и их тщательном латании, будет мягким намеком в отношении рекомендуемых мер финансового взаимодействия нашего региона с внешней средой.

Еще раз обратимся к материалам финансово-экономического мониторинга, осуществленного АНО «Институт развития регионов» в целях представления читателю рекомендаций его экспертов по оценке общего состояния в финансово-экономической сфере и рекомендациям неотложных действий органам государственной власти по снижению существующих рисков социально-экономической нестабильности.

 3. Результаты расчета сальдо Республики Алтай

Вывод:

Исходящие от вышестоящих органов власти (25,2 млрд. руб.) и внешней среды (21,3 млрд. руб.) платежи поступают в Республику Алтай (Табл.3).
Основными получателями данных средств являются:
* население – 18,3 млрд. руб. (39,5% всех входящих в республику платежей),
* государственные и муниципальные органы власти – 12,3 млрд. руб. (26,4%),
* малый и средний бизнес – 8,5 млрд. руб. (18,4%),
* производители товаров и услуг – 6,1 млрд. руб (13,1%).
* на долю всей инфраструктуры приходится 1,2 млрд. руб., т.е. 2,6%.
Первый вывод, что данная ситуация иллюстрирует критический уровень дотационности Республики Алтай.
По сути, все предприниматели, весь бизнес Республики Алтай обеспечивает всего лишь треть входящих платежей в регион.
При этом поток входящих в Вышестоящие органы власти и внешнюю среду платежей, поступающих из Республики Алтай (Табл. 3), составляет около 31 млрд. рублей. 
Таким образом, из полученных средств субъектами социально-экономической системы Республики Алтай:
* 15,4 млрд. рублей остается в социально-экономической системе (СЭС),
* около 3,2 млрд. рублей – это исходящие платежи в пользу вышестоящих бюджетов,
* и 27,8 млрд. рублей – это исходящие платежи во внешнюю среду, при этом сальдо внешней среды положительное и составляет 6,6 млрд. рублей.
Основными плательщиками в пользу внешней среды являются следующие субъекты СЭС Республики Алтай:
* малый и средний бизнес (34,6 % – это 42,3% всех исходящих платежей субъекта),
* население (29,5% – это 28,1% всех исходящих платежей субъекта),
* производители товаров и услуг (17,9% – это 66% всех исходящих платежей субъекта),
* инженерно-техническая инфраструктура (12,0% – это 52,9% всех исходящих платежей субъекта),
* остальные субъекты – 5,9%.
Таким образом, формулируется второй основной вывод, после критической дотационности Республики Алтай – получаемое финансирование не обеспечивает эффективного развития экономики, а по сути, «проедается» Республикой Алтай
Основные субъекты – бизнес (в большей степени) и население (в существенной степени) ориентированы на закупку товаров и услуг (включая финансовые услуги – вклады, получение кредитов и платежи по ним) из внешней среды – местный бизнес потребностей обеспечить не в состоянии, а инженерно-техническая инфраструктура функционирует крайне неэффективно. Кроме этого не исключается гипотеза о сознательном выводе средств указанными выше субъектами экономической деятельности из Республики Алтай.
Третий вывод – развитие Республики Алтай, в сегодняшней ситуации, не может быть обеспечено за счет ее собственных средств, необходима комплексная модернизация (балансировка элементов системы, приведения системы к современным требованиям федерального центра) эколого-социально-экономической системы Республики Алтай, с целью её вывода на саморазвитие. 
Ниже в Таблице 2. приведены данные анализа уровня зависимости субъектов СЭС РА от платежей вышестоящих органов власти (ВОВ), по итогам 2011 года.

Таблица 2.



Приведенные выше материалы финансово-экономического обследования (из стр. 19 – 29 Журнала диагностики КИП РА на 2013-2028 гг.), используемые в качестве подтверждения транслируемой в статье точки зрения автора и выделенные курсивом, характеризуют ситуацию, сложившуюся в финансово-экономической сфере Республики Алтай, по заключению независимого экспертного института, даже по состоянию на конец 2011 года, как крайне сложную и требующую экстренного ее изменения со стороны органов государственной власти.

К концу 2013 года состояние в мировой экономике, результаты деятельности экономики в стране, а также состояние в экономической сфере нашей республики не стали лучше, по сравнению с концом 2011 года – более того, финансово-экономическая ситуация за прошедший период, в силу ряда объективных обстоятельств, значительно осложнилась. А поэтому необходимо отметить, что рекомендации, сделанные коллегами еще в 2012 году, о необходимости принятия стабилизирующих социально-экономическую систему региона мер, не потеряли своей актуальности и стали только более неотложными.

(Продолжение следует).

 

Метки

admin 24.04.2014 в 08:11 # Ответить
Отличная статья! очень интересно! жду продолжения!

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?



Алтай Туркластеры Каракольские озера СВО Донбасс VIP-туризм Греф Евтушенков Олег Царев Хорохордин Мир Дикого Запада Охотничий туризм Коммерческая охота Сход в Чемале Германия ЛГБТ Налоги в Гемании Доступная земля Фермеры Республика Алтай Президент России Сидик Афган Год Крысы Олег Хорохордин Кооперация Община Цифровой лагерь Алтайские старообрядцы Долголетие Спецоперация Годовщина СВО Пятая колонна Компрадоры Пчеловодство Алтайский мед Продукция пчеловодства Сон на пчелах Телецкое озеро Артыбаш Манжерок Шантарские острова Блудный сын Люди и звери Гагарин ВКС России Украина Владимир Егуеков Людмила Алтунина ФБА КБ Сухого Елена Блиновская Юбилей на Алтае Марафон желаний Киркоров Лерчек Собчак "Звери" АО МММ Горно-Алтайск Тугая Экологическая столица Владивосток DNS Парк Нагорный Олигархи на Алтае Олигархи Сибирские ГЭС Штаб по национализации энергетики Земельный вопрос Башкортостан Захват земли Золотодобыча Достопримечательности Экология города Горно-Алтайский театр Туризм Кластеры Алтайские традиции Социальный взрыв Павел Иванов Амаду Мамадаков Буддизм Лотосовая сутра Белая вера