«…Можно утверждать одно: пока продолжается отток капиталов из региона, говорить о серьезных частных инвестициях в реальный сектор республиканской экономики совершенно бессмысленно. Необходимо отметить, что ни проведение многочисленных симпозиумов, посвященных «созданию благоприятного инвестиционного климата», ни поездки регионального чиновничества за границу с подписанием ни к чему не обязывающих «протоколов намерений» либо «соглашений о сотрудничестве», ни постоянное участие в межрегиональных выставках, ни компенсация части процентных ставок по кредитам, привлекаемым для развития в рамках частно-государственного партнерства, ни даже вложение государством финансовых средств в развитие объектов инфраструктуры бизнеса, имеющего региональное значение, увы, не останавливают бегство прибавочного капитала из республиканской экономики». (Конец цитаты)
«Если бы все прошедшее было настоящим, а настоящее
продолжало существовать наряду с будущим, кто был бы
в силах разобрать: где причины и где последствия?»
(Из сочинений Козьмы Пруткова)
4. Анализ финансовых потоков в сфере инфраструктуры
Развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, инженерных коммуникаций и инфраструктуры связи в Республике Алтай было обозначено в качестве первоочередной задачи в реализуемых Программах социально-экономического развития региона. Их выполнение должно было заложить основу инфраструктурного фундамента для построения всей региональной экономики в будущем. Несмотря на вывод значительных финансовых средств из экономики региона, справедливо будет отметить, что ряд инфраструктурных проектов, предусмотренных федеральными программами, с участием республики в их софинансировании, был успешно реализован. К наиболее важным, осуществленным проектам, можно отнести три следующих:
1. Приход природного газа в республику и строительство основы газораспределительной инфраструктуры низкого давления в регионе.
2. Реконструкция здания Горно-Алтайского аэропорта, удлинение взлетно-посадочной полосы для приема средне-магистральных самолетов и модернизация всей региональной системы управления воздушным движением.
3. Работы по модернизации федеральной трассы М-52 Новосибирск – Бийск – Ташанта, а также двух дорог с твердым покрытием к крупным объектам турбизнеса при участии московских инвесторов (транспортная инфраструктура).
Учитывая значительные объемы средств, расходуемых на развитие инженерно-технической инфраструктуры в республике, целесообразно обратиться к результатам мониторинга движения финансовых потоков в данной сфере и выводам, сделанным экспертами АНО «Институт развития регионов» (г.Москва), приведенным ниже.
4. Расчёт сальдо инженерно-технической инфраструктуры (ИТИ)
Вывод:
Функционирование инженерно-технической инфраструктуры принципиально зависит от поступления финансовых средств (и в значительной степени – поступления от вышестоящих органов власти), а также от социально-экономического состояния Республики Алтай. Потребность в средствах на строительство новых и поддержание имеющихся объектов инженерно-технической инфраструктуры в технически исправном состоянии в ближайшей перспективе будет только возрастать и может быть удовлетворена за счет бюджетного финансирования, а также привлеченных финансовых средств под развитие инновационной сферы экономики Республики Алтай.
Недостаточное и неэффективное финансирование объектов инженерно-технической инфраструктуры Республики Алтай в течение длительного периода времени, а также природно-климатические условия её функционирования, привели к значительному износу объектов всех её подсистем, недостатку их мощности и доступности, постоянному росту тарифов и возрастанию критичности экологических рисков инженерно-технической инфраструктуры – то есть привели к ситуации, требующей в настоящее время существенных финансовых затрат на модернизацию инженерно-технической инфраструктуры.
Проблемной для экономики Республики Алтай является ситуация увода денежных средств, поступающих на инженерно-техническую инфраструктуру от всех контрагентов, во внешнюю среду, что показывает текущее сальдо по данной позиции.
С выводами, сделанными экспертами, при анализе результатов финансового мониторинга, в отношении низкой эффективности управления финансовыми средствами в сфере инженерно-технической инфраструктуры и увода денежных средств из экономики Республики Алтай, можно только в очередной раз согласиться. Именно вывод денежных средств из инженерно-технической инфраструктуры региона «во внешнюю среду» лишает ее собственных финансовых ресурсов не только для расширенного, но и простого воспроизводства.
Для того, чтобы заместить жизненно необходимые для поддержания нормального функционирования денежные средства, выведенные из отрасли ЖКХ, являющейся одним из инфраструктурных объектов, в стоимость тарифа включают так называемую «инвестиционную составляющую», которая вместе с растущими тарифами естественных монополий и является основной причиной роста тарифов на услуги ЖКХ. Как показывают результаты анализа сальдо потоков, возможно, для решения этих «негласных», но вполне первоочередных для «узкого круга лиц» задач и встраивались на ключевые должности в республиканские органы исполнительной власти так называемые «высококвалифицированные управленцы» из соседнего Алтайского края.
5. Анализ финансовых потоков в социальной сфере
Одной из наиболее успешных областей деятельности, по мнению, широко транслируемому представителями республиканского Правительства, является социальная сфера. И действительно, в течение всего прошедшего 8-летнего периода в республике шло интенсивное строительство и финансирование объектов здравоохранения, образования, культуры и спорта, увеличение численности и объемов заработной платы занятых в социальной сфере. Такая финансовая активность федеральной и региональной исполнительной власти в социальной сфере, а также поддержка семей в форме предоставления «материнского капитала» действительно обеспечили положительную динамику естественного прироста населения в республике.
В то же время расширение числа и площадей объектов социальной инфраструктуры, значительное удорожание стоимости вновь возведенных социальных объектов недвижимости и оборудования, при одновременном увеличении заработной платы и численности там работающих, негативным образом повлияли на сложность исполнения расходных обязательств консолидированного бюджета республики по социальным статьям, увеличив как их долю, так и абсолютную величину. Кроме того, существенно обострился вопрос о дополнительных источниках бюджетных средств для обеспечения безусловного выполнения возросших обязательств по развитию и эксплуатации объектов социальной инфраструктуры. Ниже в Таблице 3 представлены изменения в структуре расходов регионального бюджета в 2006 и 2012 гг.
Из представленной выше таблицы «Сравнение структуры расходов» видно, что только по основным социальным статьям бюджета (образование, культура, здравоохранение, спорт и социальная политика) их доля в расходах бюджета возросла в среднем в 3,34 раза, а в абсолютных значениях на 5.084 миллиона рублей с 2.174 миллионов в 2006 году, до 7.255 миллионов на начало 2013 года. В связи с тем что текущий 2013 год еще не закончился, мы можем оценить только планируемое увеличение социальной нагрузки на расходную часть бюджета в абсолютных значениях и сравнить ее с 2012 годом. Планируемые расходные обязательства по социальным статьям в 2013 г. должны составить: образование – 4.346,4 млн. руб., культура – 659,2 млн. руб., здравоохранение, физкультура и спорт – 1.426,4 млн. руб. и социальная политика – 1.646,5 млн. руб., или всё вместе – 8.078,5 млн.руб., что составит около 66% расходной части бюджета. Опережающий рост расходных обязательств бюджета в социальной сфере в среднем более чем на 11% за год, при спаде темпов роста в экономической сфере и соответственно в доходной части республиканского бюджета, а также, при низкой производительности труда, значительно отстающей от темпов роста заработной платы, свидетельствуют об их нерациональной структуре и необходимости неотложной оптимизации как раздутой социальной, так и бюджетной сферы. А, кроме того, жёстко ставится вопрос о создании системы общественного контроля за рациональностью использования денежных средств бюджета, направляемых в социальную инфраструктуру. Для получения ответа на сформулированные вопросы воспользуемся данными из уже упомянутого «Журнала диагностики КИП РА на 2013–2028 гг.» и рассмотрим сальдо социальной инфраструктуры и сальдо населения, ознакомившись также с выводами экспертов.
5. Расчёт сальдо социальной инфраструктуры (СИ)
Вывод:
Основным источником поступления денежных средств на объекты социальной инфраструктуры являютсяпоступления от вышестоящих органов власти по направлению в государственные и муниципальные органы власти. Причём эта зависимость носит критичный характер (78,8%).
Так же, как и в случае с инженерно-технической инфраструктурой функционирование социальной инфраструктуры принципиально зависит от состояния и поступления финансовых средств (и в значительной степени – поступления от вышестоящих органов власти), а также от социально-экономического состояния Республики Алтай. Потребность в средствах на строительство новых и поддержание имеющихся объектов социальной инфраструктуры в технически исправном состоянии, а также плановое увеличение фонда оплаты труда сотрудников данной сферы в ближайшей перспективе будет только возрастать и может быть удовлетворена за счет межбюджетного финансирования, а также привлеченных финансовых средств под развитие инновационной сферы экономики Республики Алтай.
Недостаточное и неэффективное финансирование объектов социальной инфраструктуры Республики Алтай (хоть и в меньшей степени тяжести, нежели в ситуации с инженерно-технической инфраструктурой)в течение длительного периода времени, а также природно-климатические условия её функционирования привели к значительному износу объектов всех её подсистем, недостатку их мощности и доступности – то есть привели к ситуации, требующей оперативных финансовых затрат на модернизацию социальной инфраструктуры. Требуется оптимизация исходящих платежей во внешнюю среду.
6. Расчёт сальдо населения
Вывод:
Население Республики Алтай имеет сильную зависимость от социальных доходов (пенсии, пособия, дотации, льготы и т.п.) и иных выплат от бюджетных организаций. Таким образом, качество жизни населения в настоящее время имеет критическую зависимость от поступлений от вышестоящих органов власти.\
Проблемой для экономики Республики Алтай является крайне теневой характер малого предпринимательства, а также получения доходов частными лицами.
Еще одна проблема для экономики региона – это удержание населением наличности – попросту говоря, «деньги под матрасом на черный день», лишающие экономику дополнительных возможностей развития.
Представленный анализ финансовых потоков и выводы экспертов лишнийраз подтвердили мысль о нерациональной структуре расходной части республиканского бюджета, особенно за счет его непропорционально раздутой социальной части. А также существенной зависимости от поступающих в регион трансфертов, слабом участии предпринимательского сообщества в формировании бюджетных доходов и необходимости «оптимизации исходящих платежей во внешнюю среду» или, говоря проще, о необходимости создания системы, препятствующей уводу денежных средств из воспроизводственных процессов в социальной инфраструктуре.
6. Анализ финансовых потоков в сфере предпринимательства
Для анализа степени участия предпринимательского сообщества в развитии реального сектора республиканской экономики опять-таки воспользуемся данными финансово-экономического мониторинга из «Журнала диагностики КИП РА на 2013 – 2028 гг.» и рассмотрим движение финансовых потоков в сфере производства товаров и услуг, а также в малом и среднем бизнесе.
7. Расчёт сальдо производства товаров и услуг (ПТУ)
Вывод:
Потенциал производителей товаров и услуг (за исключением малого и среднего бизнеса) в интересах модернизации и развития эколого-социально-экономической системы Республики Алтай используется слабо.Величина сальдо Внешней среды ярко подчеркивает, что Республика Алтай практически ничего не зарабатывает! Налицо разрозненность в действиях государственных и муниципальных органов власти Республики Алтай и производителей товаров и услуг.
8. Расчет сальдо малого и среднего бизнеса (МСБ)
Вывод:
Следует обратить особое внимание на отрицательное значении сальдо Внешней среды. Это говорит о том, что МСБ интенсивно выводит деньги из республики. Такая ситуация требует экстренного реагирования со стороны государственных и муниципальных органов власти. \
Выводы, сделанные экспертами в отношении взаимодействия органов государственной и муниципальной власти с предпринимательским сообществом в лице субъектов крупного бизнеса, отраженного в таблице «Расчет сальдо производства товаров и услуг», а также его малых форм, приведенных в таблице «Расчет сальдо малого и среднего бизнеса», ясно показывают: как производители товаров и услуг, так и субъекты малого и среднего бизнеса в основном не вкладывают средства в модернизацию своих бизнесов и не развивают их.
Предпринимательское сообщество предпочитает активно выводить денежные средства за пределы региональной экономики. Нынешнее негативное явление изъятия прибавочного капитала из воспроизводственного процесса, характерное не только для нашей маленькой республиканской экономики, но и широко присутствующее на уровне предпринимательства федерального уровня, свидетельствует о неверии предпринимателей в стабильность функционирования своего бизнеса в долгосрочной перспективе.
Можно утверждать одно: пока продолжается отток капиталов из региона, говорить о серьезных частных инвестициях в реальный сектор республиканской экономики совершенно бессмысленно. Необходимо отметить, что ни проведение многочисленных симпозиумов, посвященных «созданию благоприятного инвестиционного климата», ни поездки регионального чиновничества за границу с подписанием ни к чему не обязывающих «протоколов намерений» либо «соглашений о сотрудничестве», ни постоянное участие в межрегиональных выставках, ни компенсация части процентных ставок по кредитам, привлекаемым для развития в рамках частно-государственного партнерства, ни даже вложение государством финансовых средств в развитие объектов инфраструктуры бизнеса, имеющего региональное значение, увы, не останавливают бегство прибавочного капитала из республиканской экономики.
Разбираться в причинах опасного явления многочисленная чиновничья рать из государственных и муниципальных органов власти республики не готова, да и совершенно в этом не заинтересована, так как не видит своего «личного интереса» в выведении экономики из «серых схем» ее функционирования.
Сложившаяся за последнее время практика изъятия российским чиновником «личной административной ренты» при решении «интересов», возникающих у предпринимателей, связанных в основном с заключением государственных контрактов на объекты строительства с финансированием из бюджета, а также на поставку товаров и услуг для бюджетной сферы или выделения земельных участков, особенно в курортной зоне, вполне устраивает не чистых на руку должностных лиц. И безнаказанность, царящая на федеральном уровне - например, с фигурантами того же уголовного дела по «Оборонсервису» - транслируется на уровень региональный, только подтверждая слова об отсутствии у должностных лиц личных стимулов в решении обозначенных проблем с выводом капитала. Просто в республике масштабы этого явления меньше, потому что значительно меньше сами финансовые потоки.
7. Анализ изменения структуры доходов бюджета
Представленные ранее в Таблице 1 результаты семилетней деятельности Правительства РА, а также сделанные независимыми экспертами АНО «Институт развития регионов» негативные выводы по МСБ и производителям товаров и услуг, работающим в республике, ставят вопрос, об успешности и профессиональной компетентности ряда руководителей финансово-экономического блока Правительства. Этот вопрос возникает также и в свете проблем с достижением экономическим блоком Правительства Республики Алтай тех целей, которые были поставлены в Программах социально-экономического развития республики.
Остаётся лишь констатировать, что результаты деятельности членов части команды Правительства, призванной обеспечить создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, а также условий для развития сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности, показывают, что за 8-летний период их пребывания в должностях поставленные цели достигнуты не были. Условия социального контракта, заключенного с обществом, не выполнены, и отсюда сам собой напрашивается вывод о назревшей необходимости прекращения данного социального договора. Приведем конкретный пример, демонстрирующий вывод в отношении качества выполнения социального договора руководителями ряда региональных ведомств.
Одной из основных задач экономического блока Правительства РА в течение всего прошедшего 8-летнего периода деятельности стояла задача укрепления финансового состояния республики и увеличения доли собственных доходов в ее бюджетной системе. Для оценки уровня увеличения доли собственных доходов в бюджетной системе региона воспользуемся данными Отчетов об исполнении бюджетов Республики Алтай за 2006 и 2012 годы, находящихся на официальном сайте Министерства финансов Республики Алтай, и составим Таблицу 4, представленную ниже.
В структуре доходной части бюджета доля налоговых и неналоговых доходов осталась практически без изменения, увеличившись за восемь лет только на 0,8%, с 17,2% до 18% - ровно на 0,1% за каждый год работы данного состава экономического блока Правительства. При этом доля налоговых доходов за этот период снизилась на 4%, с 14,8% до 10,8%, что свидетельствует о падении производства в реальном секторе экономики. В то же время, доля налогов на доходы физических лиц на 1,6% возросла, с 5% до 6,6%, что увеличило их абсолютную величину на 484,1 миллиона рублей, а, соответственно, сами доходы этих физических лиц более чем на 3,7 млрд. рублей. Из сравнения расходной части бюджетов за аналогичный период, сделанный ранее, и приведенный в соответствующей Таблице 3, нетрудно понять, что основным источником роста поступлений от НДФЛ в доходной части республиканского бюджета стали увеличение числа занятых в бюджетной сфере и индексации их заработной платы.
Основным же источником роста доходов физических лиц в 2012 году были безвозмездные поступления из федерального бюджета, составившие 82%.
В связи с чем возникает справедливый вопрос: а чем тогда на самом деле занимались всё это время руководители экономического блока Правительства Республики Алтай?
Что они такое важное делали, если за весь период их работы доля налогов на прибыль, поступающая от деятельности юридических лиц – упала, а доля налогов на доходы физических лиц, основным источником которых является федеральный бюджет – возросла? За что они получали свою зарплату, если на 82% их работу выполняли члены федерального Правительства, увеличившие за прошедший период размер безвозмездных поступлений из федерального бюджета в форме субсидий, субвенций и дотаций с 5.354,6 миллионов рублей в 2006 году, до 10.046,6 миллионов рублей в 2012 году?
(Продолжение следует).