Начало здесь.
После того, как был открыт перевал Кату-Ярык, дорожники вышли к устью Башкауса. В воскресенье, 1 июня, поехали чистить дорогу в сторону Аккурума – и после всего, что пришлось увидеть, их там больше всего поразили знаменитые «каменные грибы» (памятник природы на склоне горы, открытой продувным ветрам). Ни один из «грибов» не пострадал. Туристы могут и дальше любоваться этим чудом природы.
На первом снимке – вид на мост через основное русло реки сразу после наводнения. Линия воды, оставленная на берегу после того, как паводок ушёл, видна хорошо. На втором снимке эта линия видна ещё лучше: вода доходила до того места, где пасётся корова.
Три единицы техники – погрузчик МТЗ Михаила Майдурова (на снимке), бульдозер «комацу» Виктора Буравлёва (его мы видели в разных ракурсах в предыдущей публикации) и погрузчик «катерпиллер» его сына Владимира (на следующем снимке) открыли проезд для тяжелой техники через Кату-Ярык.
После того, как работники ООО "Талисман" подготовили перевал к спуску тяжелой техники, в четверг 5 июня ТК «Алтай» под контролем механика Алексея Кизилова отправила через Кату-Ярык механизированное усиление для ООО "Талисман" - два самосвала Volvo, погрузчик САТ-216 и трал с экскаватором.
Перевозить экскаватор решили ночью – чтобы не видеть всей крутизны спуска. Когда в свете ночных фар выхватывается только дорога – ехать спокойнее. Наутро приезжему экскаваторщику показали траекторию спуска по Кату-Ярыку, следы селевых потоков и все такое – мужика долго разбирал нервный смех.
Тяжелая техника шла к устью Башкауса, где начинались основные работы на восстановлении автодороги к Телецкому озеру.
Мост через основное русло Челушмана устоял под напором майского паводка. Заторы из деревьев, принесенных рекой, подняли уровень воды, и она размыла насыпь к мосту от берега.
Если бы не было этих промоин перед мостом, река легко протаранила бы его сотнями тонн разбухших деревьев и унесла бы его дальше, в сторону Озера…
На джипе редчайшей по нынешним временам марки «луаз» чабан попытался уехать со своей стоянки в районе поселка Коо…
Самосвалу Volvo пришлось брать его на буксир; джип с символикой «Единой России» на буксире у беспартийного шофера.
Мост через основное русло Челушмана два года назад срывало весенним паводком, и поэтому пришлось усилить его ледорубами, поставленными против течения. Переделывали разрушенный мост на совесть, и против плавучего леса в этот раз ледорубы оказались так же полезны, как против массивных льдин. И всё же два из них деревьями изорвало. Но остальные семь надёжно защитили мост, длина которого – 111 метров.
Башкаус вырывается в долину на бешеной скорости течения, в сухие годы ему хватает основного русла, а нынче под конец мая он разделился в своей дельте на три потока. Бывали, конечно, паводки с расходом воды по средней протоке даже до 30 процентов – но в этот раз соотношение получилось примерно 50:50. А мост на протоке способен был выдержать не более 30 процентов водосброса.
Что делать? Река забила мост вывороченными деревьями, а дожди не переставали. Еще немного – и мост потащило бы дальше в сторону Телецкого… Здесь, на средней протоке, началась самая настоящая «битва», по словам гендиректора ТК «Алтай» Дмитрия Чернова, за спасение моста, после которого открывалась дорога к берегу Челушмана.
Протока, которой не было здесь еще совсем недавно, таила опасности на каждом шагу. Местным жителям казалось, что пересечь ее на «Урале» не составит особого труда…
Дорожники предупреждали: переправа может получиться опасной. Их не послушали, и снова приходилось идти на помощь.
На мост через Челушман, подпруженный завалами из деревьев, поначалу даже смотреть было страшно.
Но завалы понемногу расчищались, и уже 2 июня через мост прошли первые «санитарки» с гуманитарной помощью для жителей Балыкчи. Кому-то из них три ночи пришлось спасаться на чердаках…
В сопровождении «Урала» первые машины двинулись через мост.
А на средней протоке Башкауса с 3 июня началась основная «битва» на 85-м километре дороги у этого моста. Целые сутки пришлось расчищать пролёты моста от завалов леса. Обглоданный и ошкуренный водой и камнями Башкауса строевой лес был на редкость красив и привлекателен для деревенских застройщиков. У них был свой интерес – взять лес, выброшенный в долину из таких мест, куда вряд ли ступит нога лесоруба, а интерес у дорожников – убрать затор.
Дать местным жителям бензин для того, чтобы они заправили свои бензопилы и помогли на расчистке завалов, распорядился Дмитрий Чернов, и работа пошла.
После того, как расчистили первый проём, вода стала спадать, и на мост прошел экскаватор. Стало легче: стрелой экскаватора перекидывали деревья с одной стороны моста на другую, и всё равно без «ручной работы» было бы никак не обойтись. Где-то работали баграми и ломами, а где-то бросали трос на ветки или корни и тянули деревья на берег. А река несла с гор новые и новые деревья… В любой момент под мостом снова могла вырасти плотина из вывороченных деревьев.
Плотина из леса перед мостом в самый пик паводка подняла протоку на два метра, и с усилением ливней подъём мог продолжаться… Времени для раздумий не оставалось, и Чернов принял единственно верное решение – пробивать водопропускной канал от средней протоки Башкауса к основному руслу Челушмана, чтобы разгрузить мост и отвести воду. На снимке – тот самый «комацу» Виктора Буравлёва, который оказался незаменимым при расчистке Кату-Ярыка, а теперь «японцу» предстояло выступить в роли мелиоратора.
Рукав между протокой и основным руслом Челушмана начали рыть 3 июня. Ров получился длиной около 120 метров, глубиной до трёх и шириной 6 метров.
Около 4.00 в пятницу 6-го пришла тяжёлая техника. К тому времени Виктор Буравлёв успел прорыть рукав от протоки до основного русла где-то наполовину. Счёт шел на минуты. Ночь с 6 на 7 июня оказалась для всех самой короткой – спать пришлось меньше трёх часов. За двое суток это было единственным временем для сна.
Подоспевшая техника ускорила работы по разгрузке средней протоки. Как узнать, правильно рассчитана глубина рва или нет? Опытный бульдозерист – такой, как Виктор Буравлёв – может определить это на глаз. Но для подстраховки дорожный эксперт Сергей Чекуров и водитель Volvo Сергей Щербинин вместе с Дмитрием Черновым ставили на дно рва 5-литровую бутыль с водой, и она служила им вроде «уровня», по которому хорошо простреливалась вся горизонталь.
Экскаватор перегрызал последние метры, отделявшие русло Челушмана от рукотворного канала, пробитого в считанные часы. По всем нормам, его не могло быть к 6 июня, и поэтому глава сельской администрации Балыкчи рапортовал: движение от райцентра до их села будет восстановлено не ранее 12 июня. Но он ошибался.
Жители окрестных деревень пришли посмотреть, как работает чудо-техника, доставленная ночью через Кату-Ярык.
Когда экскаватор перегрыз последние метры возле реки, и вода хлынула по вырытому рукаву, следившим с берега за работой дорожников еще не верилось, что такое возможно.
Два потока устремились навстречу друг другу, вода под мостом стала оседать прямо на глазах. Все вздохнули: мост был спасен…
Водитель самосвала Volvo Сергей Щербинин на берегу канала, пробитого межу Челушманом и средней протокой Башкауса.
Сколько там было леса? Вся дельта Башкауса по всей длине на 5-6 километров была забита вырванными деревьями – никак не меньше семи тысяч «кубов».
Стихия принесла разрушения, нанесла непоправимый ущерб жителям Челушманской долины. Но вместе с ней в долине появились новые запасы строевого леса.
С 8 июня дорожники начали отводить воду от дорожных участков, прорывая новые и новые каналы.
Вода послушно уходила в трубы, проложенные под дорожным полотном. Незаменимый «комацу» Виктора Буравлёва появлялся в эти дни на самых разных участках автодороги, доверенной его предприятию.
Утром 7 июня около 5.00 движение по всей трассе от Балыктуюля до Балыкчи было восстановлено. Техника отработала безупречно – без поломок и мелкого ремонта. И только в самый последний день, когда открыли проезд по всей трассе от Балыктуюля до Балыкчи, у погрузчика МТЗ «полетел» насос – не выдержала гидравлика. А трактористы Эркей Майманов и Мерген Баданов готовы были работать и дальше.
По предварительным расчетам, на участке от Балыкчи до Балыктуюля, если брать чуть ниже Башкауса и идти вверх через Кату-Ярык и дальше в сторону Пазырыка, из 70-ти километров заново надо строить в общей сложности 12 километров. Работы теперь – до конца года.
И времени для отдыха совсем нет.
При взгляде на этот мостик через протоку Башкауса никто и не подумает, что за пять дней до этого он выглядел совсем иначе:
В воскресенье, 15 июня, команда ООО "Талисман", отработавшая полторы недели в авральном режиме, снова вернулась на базу. По улаганским рекам пошла вода с ледников…
Список дорожников из ООО «Талисман», открывших в считанные дни движение на автодороге от Балыктуюля до Балыкчи:
- Виктор Буравлев - бульдозерист на бульдозере Комацу, вахта с 15.05 по 08.06.
- Мерген Баданов - работал на бульдозере Комацу, вахта с 01.06 по 15.06.
- Михаил Майдуров - тракторист на МТЗ, вахта с 15.05 по 01.06.
- Эркей Майманов - тракторист на МТЗ, вахта с 01.06 по 15.06.
- Олег Деев - мастер участка, вахта с 15.05 по 01.06.
- Владимир Буравлев - оператор погрузчика САТ-216, вахта с 15.05 по 01.06.
Список работников ООО "Транспортная Компания Алтай" (усиление):
- Алексей Кизилов - механик, вахта с 05.06 по 11.06.
- Александр Жарков - оператор экскаватора САТ-325, вахта с 05.06 по 11.06.
- Сергей Щербинин - водитель самосвала Вольво, вахта с 05.06 по 11.06.
- Виктор Климов - водитель самосвала Вольво, вахта с 05.06 по 11.06.
- Олег Чеконов - водитель самосвала Вольво, вахта с 15.05 по 01.06 и с 05.06. по 11.06.2014.