Наводнение на Башкаусе и Челушмане началось 27 мая, реки выходили из берегов, ливневые дожди не прекращались, и 28-29 мая по крутосклонам обрушились вниз в долины рек мощные селевые потоки. Утром 29 мая вид из окна автомобиля, ехавшего в сторону Телецкого озера, был безрадостным.
Челушман перекрывал дорогу к перевалу Кату-Ярык. Расположенная ниже по течению деревня Балыкча оказалась отрезанной от райцентра: перевал накрыло камнями и буреломом, а на каких-то участках селем содрало часть серпантина. На фотографии – 41-й километр автодороги от Балыктуюля до Балыкчи, отсюда до начала подъема на Кату-Ярык около семи километров.
В деревьях справа – одна из беседок природного парка «Ак-Чолушпа». Кто бывал там, может представить себе уровень подъёма воды в Челушмане.
Около девяти часов утра 29-го самосвал Volvo Олега Чеконова пробивался к перевалу. Вода доставала на самых низких участках дороги почти до лобовых стёкол, и только чудо вывело его самосвал к Кату-Ярыку.
В то утро дорога ушла под воду, ориентироваться приходилось по деревьям, стоящим по обочинам. Ещё вечером 27-го уровень воды в реке не вызывал опасений, а в ночь на 28-е вахту дорожного мастера Олега Деева разбудил дикий рёв.
Селевой поток прошел по Кату-Ярыку в ночь с 28 на 29 мая. Начавшись около второй «полки», он пробил третью, потом четвёртую и дальше захватил пятую, а всех «полок» на перевале – семь. К утру 29 мая засыпанными оказались три. Расчистку серпантина пришлось начинать снизу.
Это след разрушительного селя — поверх зелени, едва успевшей покрыть крутые склоны. По оценкам дорожников, на перевал обрушился селевой поток объёмом не меньше 500 кубометров.
Бульдозерист Виктор Буравлев дежурил в те дни на перевале и поднимался с каждым часом всё выше и выше от базы, расположенной внизу в долине, пока остальные работники ООО «Талисман», взявшего на обслуживание автодорогу от Балыктуюля до Балыкчи, работали в долине Челушмана.
Подвижный и маневренный бульдозер фирмы «Комацу» идеально подходил для тех работ, которые выпали Виктору Буравлеву сразу после майских ливней. Таких бульдозеров отечественного производства, удобных в управлении и надежных при работе в горах, на сегодня у нас нет.
Поздно вечером 29 мая бортовой «уазик» одного из местных жителей застрял в ревущем потоке, и его могло потащить по реке, если бы вовремя не подоспел на помощь самосвал Олега Чеконова.
На 49-м километре автодороги утром 30 мая, когда уровень воды в реке стал понемногу спадать.
На 53-м километре в сторону Балыкчи…
В этот же день на перевале Кату-Ярык продолжалась расчистка дороги от камней, принесённых селем.
Днём раньше дорога на 3-й «полке» была изрезана рвами, которые оставил сель на своём разрушительном пути…
Стихия оставила бульдозеристу Виктору Буравлёву ровно столько дорожного полотна, сколько требовалось для его «Комацу», чтобы зацепиться на этой вышине и шаг за шагом наращивать «съеденное» полотно. Отсюда, со 2-й «полки» начинался селевой поток.
Короткий перекур с сыном Владимиром — и Буравлёва-старшего снова ждала работа. Сиденье в кабине его бульдозера — выше облаков. На время аварийных работ кабина была снята — не только для того, чтобы улучшить обзор, но и на самый экстренный случай…
Нет худа без добра: «стройматериал», выброшенный селем на дорогу, сгодился при планировке дорожного полотна.
Челушманский «пирог» в предпоследний день весны: рукотворная дорога (вернее то, что от нее осталось), след от стихии (посередине) и дикая, первозданная природа по склону Кату-Ярыка.
В хорошие времена этот перевал своими очертаниями напоминает медвежью лапу, нарисованную линиями горного серпантина. Перевал пробивали в советские времена хозспособом, в истории остались имена Ухановых – отца и сына, открывших этот перевал. После ремонтно-восстановительных работ в конце мая – начале июня в истории этого перевала останутся имена Буравлёвых – отца и сына, отстоявших свою вахту в самые трудные дни.
Днём раньше здесь была пропасть, обрыв…
…Но с началом аварийных работ местные жители стали ждать, когда перевал откроется; они стояли на разных участках перевала и ждали своего часа.
Последний день весны. Слева от дороги — водопад, которого не было до начала нынешнего бедствия.
Водитель Volvo Олег Чеконов на фоне камня, закрывшего дорогу на перевал. Одним из первых он принял удар стихии и в одиночку работал на своем самосвале, пока не подошла основная техника сразу после того, как перевал был открыт.
А этих «гостей» приходилось отодвигать в сторону, чтобы открыть проезд в сторону Телецкого озера.
(Продолжение следует).