Горно-алтайский профессор о лицемерии евразийцев

Алексей КАРЕЛИН
01.02.2020

Просмотров:

1881



Мы сейчас снова на пороге каких-то перемен, и готовятся они где-то в тайных коридорах власти. Судьба новой Конституции практически решена, и это воспринимается подавляющим большинством с полным безразличием. Почему у нас так происходит, и где искать корни нынешней «государственности»? Павел Алексеев — профессор Горно-Алтайского университета, известный в научном мире по книгам «Концептосфера ориентального дискурса в русской литературе первой половины XIX века…» и «Ф.М. Достоевский и Восток» — около 20 лет изучает «восточный вопрос». Какое место занимал этот вопрос в русской литературе и общественной жизни России XIX века? По этой теме профессор из Горно-Алтайска читает лекции в России и за рубежом.

В интервью интернет-газете «Реальное время» Павел Алексеев говорит, что Россия оказалась слишком огромной для того, чтобы быть Западом. Он приводит пример из русской сказки «Теремок», когда мелким зверям в нем было удобно, но появился медведь — и всё развалилось. Так и с хрестоматийной формулой Запад — Восток. Европейцам она нужна для внутреннего употребления, тогда как Россия в ней никак не прописана, в «теремке» места для неё нет.

Профессор беспристрастен, когда говорит о «восточной деспотии, пронизанной рабством, страхом и тотальным бесправием» — и это всё о нас. Будучи доктором филологических наук, Павел Алексеев видит в тютчевском постулате «умом Россию не понять» всего лишь отчаянную попытку преодолеть западническую схему, в которой нас нет, и новую попытку соорудить «неуклюжий треугольник» Россия — Запад — Восток, тоже безуспешную.

Упомянутый тютчевский постулат давно уже стал общероссийским мемом. А кто читал его стихотворение «Русская география»? Да, можно питать свой кругозор «вечерним Соловьёвым» и не знать того стихотворения, в котором предвосхищены все нынешние теле-шоу. И можно не читать «Дневник писателя», который Достоевский издавал во второй половине 1870-х годов, и не задумываться над тем, что так называемые «восточные образы» в нашей литературе — это для Европы, для ее культурного, политического и идеологического наследия.

А что же нам? Где искать корни нынешней «державности»? Всё там же, полагает профессор Павел Алексеев: в образах, которые хранит для нас отечественная классика. Крестьян, которые выведены Николаем Лесковым в рассказе «Загон», отличает не просто чудовищная темнота и невежество, но и то, что они «патологически противостоят любому просвещению и любой цивилизованности». Они отказываются жить в просторных каменных домах, которые построены для них добрым и заботливым помещиком, им привычнее прозябать и дальше «аки обры и дулебы образом звериным». У автора рассказа вся Россия — загон для скота, где нет никаких условий для рождения европейской нации.

Наш человек в представлениях русских классиков отдалён от Европы так же бесповоротно, как и восточный. Был, правда, короткий период в первой трети XX века, когда евразийство виделось его идеологам неким «третьим путем», позволяющим заявить о себе: мы не Европа, и мы не Азия, мы — Евразия. Но в их идеологии профессор Алексеев видит ту же колониальную основу, апробированную в XVIII—XIX веках. Если мы не Европа, то готовы ли мы перейти на арабский язык либо китайские иероглифы? Или евразийство замышляется под крылом России без присутствия Китая и арабских стран? Этим вопросам в интервью профессора Алексеева уделено достаточно много места, и суждения его для многих покажутся неожиданными, парадоксальными и очень часто бесспорными.

О каком евразийстве можем мы говорить, когда в нынешней России процветают коррупция, деспотизм, тотальная ложь и такое же бесправие? Легко сослаться на то, что это «досадный пережиток прошлого», сказать, что это «недоработка петровских идей». Нет, возражает профессор, это основа нашего национального самосознания; и он приводит массу аргументов в подтверждение своей точки зрения.

Всем, кому интересны его размышления, это здесь.

Метки

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?



Алтай Туркластеры Каракольские озера СВО Донбасс VIP-туризм Греф Евтушенков Олег Царев Хорохордин Мир Дикого Запада Охотничий туризм Коммерческая охота Сход в Чемале Германия ЛГБТ Налоги в Гемании Доступная земля Фермеры Республика Алтай Президент России Сидик Афган Год Крысы Олег Хорохордин Кооперация Община Цифровой лагерь Алтайские старообрядцы Долголетие Спецоперация Годовщина СВО Пятая колонна Компрадоры Пчеловодство Алтайский мед Продукция пчеловодства Сон на пчелах Телецкое озеро Артыбаш Манжерок Шантарские острова Блудный сын Люди и звери Гагарин ВКС России Украина Владимир Егуеков Людмила Алтунина ФБА КБ Сухого Елена Блиновская Юбилей на Алтае Марафон желаний Киркоров Лерчек Собчак "Звери" АО МММ Горно-Алтайск Тугая Экологическая столица Владивосток DNS Парк Нагорный Олигархи на Алтае Олигархи Сибирские ГЭС Штаб по национализации энергетики Земельный вопрос Башкортостан Захват земли Золотодобыча Достопримечательности Экология города Горно-Алтайский театр Туризм Кластеры Алтайские традиции Социальный взрыв Павел Иванов Амаду Мамадаков Буддизм Лотосовая сутра Белая вера Виталий Уин Дзюдо Самбо Трудные подростки Дети-герои