Дни курултая – время прощения

Акай Кине
03.05.2012

Просмотров:

3793

Акай Кине призывает всех выйти на путь единения и согласия




Я хоть и живу, живым себя не считаю. Не знаю, от досады ли на людей, от недовольства ли собой, а может, и по какой иной причине. Внешне жив, внутри все мертво. Сержусь, но не испытываю гнева. Смеюсь, но не могу радоваться. Слова, произносимые мной, и смех кажутся мне не моими. Все чужое.

В молодые годы и не помышлял о том, что можно оставить свой народ, любил казахов всей душой, верил в них. Когда же довелось узнать людей, когда постепенно угасла моя надежда, обнаружил: нет уже той силы, которая позволила бы покинуть родные края, породниться с чужими. Поэтому в груди у меня сейчас — пустота. А вообще думаю: может, оно и к лучшему? Умирая, не буду страдать: «Увы, не привелось изведать еще такой-то радости!..» Не терзаясь сожалениями о земном, утешусь надеждой на предстоящее.

АБАЙ, слово 9

 


…И снова та же картина: как в фильме «День сурка». Здание городского ДК, толпа народа, все знакомые, здороваемся с тихим смирением в глазах, но холодная сдержанность не дает быть открытыми друг другу. Тихо перемещаемся в толпе, каждый со своими комплексами. А ведь совсем недавно (вспоминаю ту же площадь перед ДК) были похороны Валерия Ивановича Чаптынова, и такая же толпа людей, когда все были в большой скорби, и все проявляли сострадание, сочувствие, понимание. Никогда не забуду теплое отношение друг другу, всегда буду помнить, как руки тянулись не механистически, но с биением единого пульса крови, все были единой семьей - той семьей, которая называлась алтайский народ и которая потеряла тогда одного из лучших своих сыновей.

Или когда уходил большой души человек, ак-санаа Борис Укачин…

Среди нас не было ярко выраженных ни по местническому, ни даже по родовому признаку, тем более по диалекту – мы были едины до недавнего времени. Ведь только-только посеяны были зёрна раздора и разделения. Проявлялись так называемые «усть-канцы» и «онгудайцы», которые были в жёсткой оппозиции к Чаптынову, и только ещё набирало обороты сомнительное с самого начала движение цзай-сянства по родовому признаку, были посланы в Бурятию молодые ребята с чистой незапятнанной душой алтайца, чтобы вывести нас из беспробудного пьянства – от руководства до юношества.

Тогда ещё не было курултая алтайского народа в чисто политических целях, а только был курултай алтайской молодежи, цель у которой была проста – развивать забытые традиции и мировоззрение алтайского народа, именно алтайского, потому что страна устала от всего «интернационального», безродного и чужого. Не зря говорили наши предки: «Болиненин Бору jиир». Мы помним много слов, оставленных нашими предками. И забываем, что были времена, когда слово звало к действию, а теперь у нас, увы, иные времена – и слово стало только развлечением.

…И вот, несмотря на предупреждение наших предков, мы снова стоим у края могилы нашего родственника по крови, и это символично до застарелой боли, до смертельного ужаса… Пришло время понять, что мы стоим не только у края могилы Эркея – простого еловского парня, безотцовщины, которого взяло на поруки всё Ело, в последующем молодёжного лидера, банкира и видного политического деятеля, будущего Главы Республики Алтай – но мы стоим уже у самого края могилы всего алтайского народа. Озорис бе олорис бе? Этот вопрос стоит перед многими нами, мы прекрасно понимаем это, но стараемся обмануть себя и закрыть глаза и уши на реальную действительность. И с уходом очередного алтайского лидера мы всё дальше отходим, отдаляемся друг от друга.

С каких-то пор стало нормой, что нас, алтайцев, собирает только смерть, провожание в последний путь… Мы начинаем привыкать к тому, что все заслуги и почести воздаются человеку после его ухода, и вместо того, чтобы поклоняться Жизни, мы сами того не ведая насаждаем культ смерти. Мы как бы стыдимся того, чтобы признавать самых достойных, пока они рядом с нами. Так, может, пришла пора задуматься крепко и, может, пришло для нас время остановить и окончательно прервать печальную традицию раз и навсегда? Чем же мы прогневили Алтай Кудая, какой грех мы совершили? Я думаю, что это грех высокомерия и амбиций, ревности и зависти. Каждый алтаец –  это теперь такое большое «Я»... И через эту гору никому не удаётся перейти, не удаётся переступить через свою гордыню. И снова приходится думать о том, что из-за этой гордыни мы в вечном Тургаке – в состоянии пустого безвременья и обездвиженности телами, мыслями, мечтами.

Каждый алтаец прекрасно знает, что такое Тургак. Мы все в ожидании «Белого Царя» Ойрот Хаана – спасителя и чудотворца. Но никто не бросит нам верёвочку с небес и не вытянет насильно в заветный рай. Пора бы опомниться, карындаштар, и сказать друг другу, что мы давно живём в земном раю, даже не осознавая этого. На наших глазах рай по кусочкам растаскивают и обгаживают, а мы хлопаем ресницами и как те петухи распускаем друг перед другом перья… А люди приходят со стороны, смотрят на нас и смеются.

Я понимаю, каждый может спросить: если ты такой смелый, то подскажи, как выйти из этого Тургака. Да, я знаю, как выйти из нынешней пустоты и как избавиться от того страха, который парализовал нас. И поэтому в очередной раз прошу у всех прощения, прошу покаяния перед всеми, кого я когда-либо обидел, просто обозвал, изобличил. Без этого нет у меня никаких надежд на то, чтобы видеть снова хотя бы в день похорон это чувство теплоты в руках, во взглядах и чувствовать биение наших сердец в едином порыве. Как мы дошли до такого края, когда чувствуем себя единым народом только перед лицом смерти? Вот вопрос, с которого может начаться наше преображение.

…После долгих лет поисков и размышлений прихожу к тому, что только путь взаимного прощения может снова объединить когда-то рассорившихся братьев, переругавшихся друзей и наш разделившийся народ. Так научимся же прощать друг другу ошибки, заблуждения, соблазны. В дни курултая – лучшее время для такого прощения у всех на виду, когда каждый алтаец должен вспомнить о своем долге, и никто больше не вправе стоять в стороне с издевательской оценкой «вы там», потому что наше время уходит.

Приходит иное время, в котором поиски личной свободы, поиски собственного большого «Я» оборачиваются бедами для всего народа. Приходит время, когда каждый член нашей большой семьи должен прежде всего спросить с себя, сравнить, как живёт он сам и как живут все остальные. Спросить у себя: хочу ли я, чтобы мои дети, мой род и весь мой народ жил счастливо и богато, чтобы у каждого дом был полная чаша, а с лиц наших не сходили приветственные улыбки, и чтобы мы снова могли достойно встретить гостей и проводить их с почестями? Почему мы стали жить замкнуто и обособленно? Это другой вопрос, от которого может начаться путь к нашему преображению.

Все алтайцы: живущие на самых отдалённых стоянках, в родовом логу, в деревне, в районных центрах и в столице родной республики – все мы равны по старым законам и традициям. И только истинный хозяин своей родной земли, кровь и плоть Хан Алтая, сын своего отца и своего народа не сможет дальше оставаться равнодушным, объясняя своё бездействие: «Меня не касается, чего вы там натворите, я сам по себе». Находясь на краю гибели, мы не можем и не имеем права так жить.

Перед курултаем алтайского народа я вижу одно: политика – для единиц, которые хотели бы идти во власть по нашим головам, а у нас –  совсем другие заботы. Надо понять, что сегодня от каждого из нас зависит, какое будущее уготовано нашим детям и нашей Сокровенной земле, нашей родине. Если мы так же будем «сам с усам», то и нам предстоит всё та же, самая худшая судьба исчезающих народов. Но если большинство все-таки решится на то, чтобы перешагнуть через собственное огромное «Я», и если оно извинится перед всем Алтаем и всеми алтайцами, и если сможет пойти на компромисс, объединение и согласие, то нам предначертана другая судьба, судьба светлого и процветающего народа – Хранителей Сокровенного и Священного Алтая.

Каким будет наш курултай? Приглашаю к серьёзному и конструктивному разговору на любой площадке и любой территории всех здравых сынов Алтая. Еще раз повторю, что публично прошу извинений перед всеми и прощаю всех моих оппонентов и прячу своё «Я» как можно дальше, будучи готов оставаться «вечно вторым» или последним, только бы помочь моему народу выйти на путь единения и согласия. Желаю, чтобы очередной курултай алтайского народа был Курултаем прощения и извинения, Курултаем единения нашего Великого Алтайского Эля. И пусть слова наших предков «Салым jаныс, санаа jаныс, бычуу jаныс» не будут просто словами, а пробудят в сердце каждого из нас великие чувства любви и уважения к предкам, к Алтаю и детям нашим.

С уважением и любовью Акай КИНЕ.

Метки

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?



Алтай Туркластеры Каракольские озера СВО Донбасс VIP-туризм Греф Евтушенков Олег Царев Хорохордин Мир Дикого Запада Охотничий туризм Коммерческая охота Сход в Чемале Германия ЛГБТ Налоги в Гемании Доступная земля Фермеры Республика Алтай Президент России Сидик Афган Год Крысы Олег Хорохордин Кооперация Община Цифровой лагерь Алтайские старообрядцы Долголетие Спецоперация Годовщина СВО Пятая колонна Компрадоры Пчеловодство Алтайский мед Продукция пчеловодства Сон на пчелах Телецкое озеро Артыбаш Манжерок Шантарские острова Блудный сын Люди и звери Гагарин ВКС России Украина Владимир Егуеков Людмила Алтунина ФБА КБ Сухого Елена Блиновская Юбилей на Алтае Марафон желаний Киркоров Лерчек Собчак "Звери" АО МММ Горно-Алтайск Тугая Экологическая столица Владивосток DNS Парк Нагорный Олигархи на Алтае Олигархи Сибирские ГЭС Штаб по национализации энергетики Земельный вопрос Башкортостан Захват земли Золотодобыча Достопримечательности Экология города Горно-Алтайский театр Туризм Кластеры Алтайские традиции Социальный взрыв Павел Иванов Амаду Мамадаков Буддизм Лотосовая сутра Белая вера Виталий Уин Дзюдо Самбо Трудные подростки Дети-герои