Чуйский тракт войдет в скоростную дорогу на Китай

Владимир ЕВГРАФОВ
17.11.2021

Просмотров:

1702



Если смотреть на карту мира, то кажется, на первый взгляд, что кратчайший путь от Москвы до Пекина должен пролегать через территорию Казахстана, мимо сибирских городов, Алтая и Монголии. Но всегда ли самый прямой путь оказывается единственно верным, принимая во внимание все хитросплетения современной геополитики?

На восточном направлении заметно активизировалась Турция, в орбите ее влияния оказались постсоветские Кыргызстан и Узбекистан, не говоря об Азербайджане и Казахстане. «Пять государств — одна нация», - под таким лозунгом выступают нынешние власти Турции, и с появлением Организации тюркских государств (ОТГ), похоже, нет больше особых перспектив у Евразийского союза с участием бывших советских республик.

Выбор сделан, и России приходится в новых условиях думать о собственных национальных интересах. Так вот, если искать по навигатору, как попасть из Москвы в Сиань (первый город в историческом Китае), то самый короткий маршрут через Qazakstan составит 7800 километров:



При этом в ряде СМИ появляются интересные новости. К примеру, о строительстве скоростной автомагистрали М12 «Москва—Казань» было известно ещё задолго до последних инициатив Реджепа Эрдогана, а вот о продолжении М12 до уральской столицы — Екатеринбурга — знают далеко не все. И тут сам собой напрашивается вопрос: означает ли это, что наши дорожники видят новую магистраль тупиковой и, скажем так, удаленной от международной логистики?



Наверное, не только в Евросоюзе, но и на нашем постсоветском пространстве многие понимают, что Россия сохраняет гигантский транзитный потенциал, связывая по суше Китай со странами Европы. Поэтому такие стройки, как дорога из Москвы в сторону Екатеринбурга вряд ли начинаются без учета потенциальных транзитных маршрутов. Грузоперевозки позволяют зарабатывать миллиарды, стимулируют внутреннее производство и потребление (не секрет, что Китай и Европа покупают у нас, кроме газа и нефти, продовольствие и удобрения, химию и многое другое). Это к тому, что выход для наших товаров на рынки Европы и Китая тоже необходим.

Как ни смотри на карту, а прерывать М12 на Урале — значит строить её «в никуда» и оставаться в стороне от международной логистики. Кстати, туристов, попадающих впервые на Чуйский тракт, поражает идеальное состояние международной трассы, и особо проницательные видят, что нынешнее «алтайское затишье» нужно считать временным. Как долго путь до Бийска, где начинается исторический Чуйский тракт, будет обновляться от столицы Урала? Вот вопрос, который решится в ближайшие годы.



Как известно, на одной из последних встреч президента Владимира Путина с членами Правительства дано указание «проработать дальнейшее продолжение М12» — до самого Китая. Решение, которое называют «довольно логичным», особенно в свете последних событий. Москву уже связывает с Санкт-Петербургом новейшая трасса М11, а оттуда в Европу товары могут доставляться как морем, так и по суше через Финляндию, Швецию, Данию и т.д.

В Европе логистика понятна, а внутри России самый короткий путь будет по трассе М12 до Омска, а дальше в сторону Бийска, и по Чуйскому тракту — на Баян-Ульгий, Ховд и к границе с Китаем. Да, это будет почти на 1000 км длиннее, но ведь и доходы от транзита при таком маршруте — совсем другие.

На этой иллюстрации Чуйский тракт ошибочно обозначен пунктиром; на самом деле это превосходная автомагистраль мирового уровня

Можно ли рассчитывать на помощь Китая при строительстве новой «дороги века»? Безусловно. Появление у западных границ Китая дружественной уйгурам ОТГ никак не вяжется с его национальными интересами. Более того, идеи «Великого Турана» могут угрожать его территориальной целостности; во всяком случае, на политическую стабильность в СУАР эти идеи работать явно не будут. Какой вариант автомагистрали из Европы в Китай окажется для «красного соседа» предпочтительнее? Всё будет зависеть от позиции российских властей.

Казахстан, подхватывая турецкий лозунг «Пять государств — одна нация», руководствовался собственными национальными интересами. Что ж, у России они тоже есть, и когда китайские, а с ними и европейские фуры начнут оплачивать проезд по новой автотрассе через Алтай, это будет выгодно прежде всего нам в России. На Чуйском тракте появится и косвенная выгода для отдельно взятой Республики Алтай: дальнобойщики будут оплачивать бензин, питание, проживание в гостиницах и т.д. Как бы то ни было, миллиарды долларов от такого транзита по «алтайскому варианту» лишними не будут.



Выбор соседнего Казахстана в пользу ОТГ лишний раз показал, что в политике бывают только национальные интересы, и всегда есть «ситуативные партнеры». К примеру, Венгрия рвалась в Евросоюз, а теперь её пугают санкциями из-за отказа пропагандировать среди школьников лесбиянство и гомосексуализм; Россия декларировала «дружбу навек» с соседней Украиной, а что теперь происходит в ДНР и ЛНР? Всё в мире меняется, и мог ли Кремль, скажем, при Андропове представить, что транзит газа через Украину заведет в теперешний тупик?

На первый взгляд, транзит грузов через пока еще дружественный Казахстан — идея прекрасная. А что ждёт нас в ближайшие годы? Говорить о том, что дружба с соседним государством переживает расцвет, увы, не приходится. Так что лучше никак не зависеть от политических причуд соседа и надежно контролировать транзитный маршрут — пусть это и дороже на этапе строительства, но куда выгоднее на этапе эксплуатации, да и украинский опыт хорошо изучен как в Европе, так и в Китае.

Иллюстрации с zen.yandex.ru

Метки

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?



Алтай Туркластеры Каракольские озера СВО Донбасс VIP-туризм Греф Евтушенков Олег Царев Хорохордин Мир Дикого Запада Охотничий туризм Коммерческая охота Сход в Чемале Германия ЛГБТ Налоги в Гемании Доступная земля Фермеры Республика Алтай Президент России Сидик Афган Год Крысы Олег Хорохордин Кооперация Община Цифровой лагерь Алтайские старообрядцы Долголетие Спецоперация Годовщина СВО Пятая колонна Компрадоры Пчеловодство Алтайский мед Продукция пчеловодства Сон на пчелах Телецкое озеро Артыбаш Манжерок Шантарские острова Блудный сын Люди и звери Гагарин ВКС России Украина Владимир Егуеков Людмила Алтунина ФБА КБ Сухого Елена Блиновская Юбилей на Алтае Марафон желаний Киркоров Лерчек Собчак "Звери" АО МММ Горно-Алтайск Тугая Экологическая столица Владивосток DNS Парк Нагорный Олигархи на Алтае Олигархи Сибирские ГЭС Штаб по национализации энергетики Земельный вопрос Башкортостан Захват земли Золотодобыча Достопримечательности Экология города Горно-Алтайский театр Туризм Кластеры Алтайские традиции Социальный взрыв Павел Иванов Амаду Мамадаков Буддизм Лотосовая сутра Белая вера Виталий Уин Дзюдо Самбо Трудные подростки Дети-герои