В последние несколько месяцев в социальных сетях и ряде оппозиционных СМИ снова активировались сторонники так называемой «Каракольской инициативной группы" (более известной как секта «псевдо-актян»). В размещаемых материалах запрещенная организация под руководством «богоизбранного» Василия Чекурашева из Кулады представляется как жертва произвола правоохранительных органов и как борец с якобы существующим мировым буддийским заговором.
Буддийская община «Ак Буркан», возможно, оставила бы эти публикации без внимания, если бы не многочисленные нелестные упоминания нашей организации из уст адептов секты псевдо-актян: начиная от небольших колкостей в адрес алтайских буддистов и заканчивая абсурдными обвинениями в экстремизме и связях с международным (!) терроризмом. Данная статья адресована не членам секты псевдо-актян (с которыми, как мы знаем на своем горьком опыте, невозможно вести адекватный диалог), а широкому кругу читателей для разъяснения нашей позиции по сложившейся ситуации.
За два десятилетия существования секты из Каракольской долины нам «посчастливилось» услышать всякого в свой адрес: и глумление над основами буддийского вероучения, и откровенная клевета, и личные оскорбления, и угрозы в адрес алтайских бурханистов. Отвечать на каждое обвинение — не хватило бы разумного объема статьи. Поэтому, мы постарались составить некий обобщающий материал, который бы пролил свет на историю становления организации «Ак Буркан» и секты псевдо-актян, их противостояния, а также об итогах десятилетий духовных поисков алтайского народа.
Глава Буддийской традиционной Сангхи России Хамбо-лама Дамба Аюшеев во время закладки храма при въезде в Республику Алтай
История общины «Ак Буркан»
Идея возрождения буддизма в Горном Алтае стала отчетливо проявляться среди алтайского населения с 80-х годов ХХ века. Это было переломное время, когда государство, после долгих лет господства атеистической идеологии, вновь осознало важность веры и предоставило людям возможность в рамках закона возрождать все аспекты религиозной жизни. В первую очередь это касалось традиционных для нашей страны конфессий: православия, ислама и буддизма.
Начало кризиса коммунистической идеологии стало временем, когда народ, в первую очередь национальная интеллигенция, стала активно искать свою духовную опору в прошлом, в своих традициях и обычаях. Тем более, что в это время еще были живы и находились в здравом уме старики, которые отчетливо помнили времена, когда алтайцы молились Буркану и совершали соответствующие обряды. Старожилы рассказывали о временах, когда алтайские јарлыкчы ездили в буддийские монастыри обучаться чтению судуров и премудростям обрядов, вспоминали старинные песни, восхвалявшие Ойрот-хана, читали молитвы-алкыши, в которых угадывались имена будд и бодхисатв, а в их рассказах явственно проступали черты благородного буддийского учения.
В это же время жители республики начали извлекать на свет буддийские реликвии (статуэтки, священные тексты-судуры и др.), спрятанные в горах в годы гонений. Эти находки стали подобны благим знамениям, которые возвещали о скором возрождении буддизма в Горном Алтае. Именно в таком историческом контексте создается Религиозная организация буддистов «Ак Буркан», названная в честь главного божества алтайских бурханистов – Благого Будды.
Буддийская организация «Ак-Буркан» была основана согласно закону СССР «О свободе совести и религиозных организациях» и закону РСФСР «О свободе вероисповеданий». Официально зарегистрирована в качестве религиозной организации 27 сентября 1991 года Министерством юстиции СССР. С самого начала своего существования «Ак Буркан» пользовался поддержкой и покровительством Центрального духовного управления буддистов СССР (ЦДУБ СССР), центр которого находился в Иволгинском дацане (близ Улан-Удэ). В 1996 году на духовном соборе (Сугунде) было принято решение о переименовании ЦДУБ в Буддийскую традиционную Сангху России (БТСР). В том же 1996 году «Ак Буркан» вступает в БТСР.
«Ак Буркан» обучает своих священнослужителей в духовных учебных заведениях БТСР, пользуется всемерной поддержкой и покровительством со стороны БТСР, являясь его законной частью. Алтайские ламы организации «Ак Буркан» регулярно участвуют в ежегодных собраниях БТСР, обладают на этих собраниях правом голоса, пользуются уважением и авторитетом среди лам и руководства БТСР.
Также организация «Ак Буркан» поддерживает теплые дружеские отношения и другими российскими буддистами: с тувинцами во главе с Камбы-ламой Гелек Нацык-Доржу и с калмыками во главе с Шаджин-ламой Ело Тулку Ринпоче.
БТСР (Буддийская традиционная Сангха России) – самая авторитетная и массовая буддийская организация на территории России. На всех официальных мероприятиях в Кремле, где принимают участие представители духовенства разных конфессий, именно БТСР представляет в своем лице всех российских буддистов. В частности, руководитель БТСР Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев с 1995 года является постоянным членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. Совет, согласно своему Положению, является консультативным органом, «обеспечивающим взаимодействие Президента РФ с религиозными объединениями» и «содействующим укреплению общественного согласия, достижению взаимопонимания, терпимости и взаимного уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания».
Глава Ябаганской сельской администрации Геннадий Сурасманов показывает гостям из Улан-Удэ статуэтку Будды, найденную во время дорожных работ у Ябаганского перевала
Насколько мы знаем, Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев по просьбе организации «Ак Буркан» несколько лет назад зачитывал перед Президентом РФ Владимиром Путиным обращение от алтайских буддистов. Дело касалось непростой межрелигиозной ситуации, сложившейся в нашем регионе, связанной с ущемлением прав буддистов в Республике Алтай. Насколько можем судить, после этого обращения ситуация сдвинулось с мертвой точки и сейчас находится на пути к логическому решению.
Если же искать каких-либо духовных наставников организации «Ак Буркан», то в первую очередь нужно назвать имя достопочтенного Данзан-Хайбзун Самаева. В свое время лама Самаев занимал должности Дид-Хамбо ЦДУБ СССР и настоятеля буддийского храма в Ленинграде. Данзан-Хайбзун был одним из самых авторитетных и образованных буддийских учителей позднего Советского Союза. Летом 1991 года он посетил тогдашнюю Горно-Алтайскую Советскую Социалистическую Республику для знакомства с нашим регионом и был очень тепло принят, в том числе и жителями алтайских сел. Именно после того визита Самаева в 1991 году создается местная религиозная организация буддистов «Ак Буркан». К нашей глубокой скорби, в 2005 году в результате автокатастрофы он ушел из жизни.
Также весомую роль в становлении организации «Ак Буркан» сыграл полномочный представитель Его Святейшества Далай-ламы XIV в странах Балтии и СНГ геше Джампа Тинлей. В 1996 году он принимал участие в церемонии открытия субургана, построенного в урочище Ак-Кобы Каракольской долины Онгудайского района в честь легендарного предка алтайцев из сеока кара-майман — ламы Боора.
В настоящее время главным духовным наставником для алтайских буддистов организации «Ак Буркан» является руководитель БТСР Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев, который оказывает для алтайских буддистов всяческую поддержку и помощь. Во многом благодаря его авторитету в Горном Алтае начали возводиться новые буддийские храмы.
Что же касается Дзюнсея Терасавы, то его визит состоялся лишь весной 1997 года, спустя семь лет после создания организации «Ак Буркан». Члены нашей общины в рамках межконфессионального диалога имели возможность общения с японским монахом, однако его визит никоим образом не повлиял на организацию. «Ак Буркан» как существовал до поездки Терасавы по Алтаю, так и здравствует по сей день. Тем более, то направление буддизма, который исповедуют сторонники «Ордена Лотосовой сутры» и направление буддизма организации «Ак Буркан» имеют существенные различия. «Ак-Буркан» придерживаемся центрально-азиатского направления традиции Гелуг, тогда как «Орден Лотосовой сутры» относится к дальневосточному буддийскому направлению школы Нитирэн. Ни институционально, ни доктринально (кроме основных основополагающих буддийских текстов, которые почитаемы во всех направлениях и школах) «Ак Буркан» и «Орден Лотосовой сутры» никак не связаны.
Необходимо отметить, что Дзюнсей Терасава после своего визита в 1997 году все же приобрел некоторое число своих сторонников в республике. Новая община официально зарегистрирована в Минюсте в 2012 году и существует под духовным руководством целительницы и монахини Нины Николаевны Антоновой. Эта организация имеет своих сторонников преимущественно в Шебалинском и Онгудайском районах. К примеру, несколько жительниц села Кулада являются сторонницами Дзюнсея Терасавы. И, по-видимому, лидер секты «псевдо-актян» Василий Чекурашев, который также проживает в Куладе, из-за неведения путает две организации, что в свою очередь сказывается и на взглядах его поклонников. В противном случае заведомая ложь о том, что организация «Ак Буркан» якобы является филиалом «террористической» (по версии каракольцев) организации «Орден Лотосовой сутры» запускается намеренно, с целью дискредитации и шельмования всего буддийского движения в Республике Алтай.
Насколько мы можем знать, община «Орден Лотосовой сутры» действует на всех законных основаниях и в никакой антигосударственной деятельности не участвует. По всем вопросам, связанным с организацией «Орден Лотосовой сутры», рекомендуем обращаться непосредственно к последователям этой организации, но никак не к нам, в «Ак Буркан».
В Экинуре на усадьбе Веры Егоровны Аларушкиной во время обряда освящения нового субургана, возведенного на пожертвования местных жителей
История секты «псевдо-актян»
Духовным отцом и основателем «Каракольской инициативной группы» является бизнесмен Сергей Кимович Кыныев, известный сейчас под именем Кине-Тёёлёсдьетиас Акай Ким Уулы. Именно он в конце 90-х годов, собирая воедино разрозненных алтайских шаманов, начинает свою деятельность на стыке религии, политики и бизнеса.
Вот как об этом периоде пишет российский религиовед Б.К. Кнорре: «…В частности, Сергей Кимович Кыныев («Башчы»), бизнесмен, по образованию филолог, и его соратница Джанна Алексеева создали в 90-е гг. ориентированное на бурханизм общество «Ак-Тян» («Белая вера»), объединившее группу целителей и предсказателей. Кыныев вскоре после создания общества взял все руководство над ним на себя, общество стало расти и к концу 2002 г. заняло позицию самой активной и авторитетной организации алтайских язычников, включив представителей разных течений, причем не только бурханистов.
Кыныев стал утверждать, что в 1995 г. ему явился «дух Алтая», который призвал его «спасти алтайский народ». Кыныев возглавил общество «Ак-Тян» и взял себе имя «Акай» («Белый правитель»). Он стал формулировать различные мессианские идеи, утверждая, в частности, что «Белая вера – голова голов, конец всех нитей. Начало и конец мира находятся в горах Алтая. От алтайцев зависят судьбы всего мира».
…Попытки Кыныева консолидировать различные местные языческие организации в рамках возглавляемого им объединения «Ак-Тян», однако, не увенчались успехом. Среди членов «Ак-Тян» возникли существенные разногласия, от организации отделилась группа шаманистов из Онгудайского района РА во главе с В.Б. Чекурашевым – шаманом из Каракольской долины (известна как «онгудайцы», или «Каракольский раскол», по определению Кыныева). В 2004 г. куладинская подгруппа «Ак-Тян» выступила с заявлением, где упрекала Акая Кине в том, что после молений, организуемых его наиболее близкими приверженцами, «в селах простые люди болеют, народ запивается, умирают молодые люди. То, что делает эта группа, приводит только к беде. Во всем мире борются с табакокурением, а группа Акая, наоборот, внедряет курение табака, объясняя это тем, что табак очищает организм». Приверженцев методов Акая стали упрекать также в том, что они «используют для влияния на людей гипноз». Оппозиция Акаю Кине среди язычников и шаманистов обратились в Эл-Курултай (парламент) Республики с требованием «попросить Сергея Кыныева публично отказаться от имени “Акай” и объявить самороспуск членов своей группы». (Конец цитаты).
Таким образом, получив идеологическую поддержку и создав свою религиозную структуру под покровительством Сергея Кыныева, «каракольцы» восстают против своего предводителя и основывают новую организацию в начале 2000-х годов. Первой громкой акцией, совершенной новосозданной сектой, становится разрушение буддийской ступы в урочище Ак-Кобы близ Боочи и бурханистского тагыла в урочище Шумар возле Кулады в июле 2002 года. Тогда правоохранительные органы возбудили уголовное дело по факту вандализма, однако ответственных за преступление не смогли или не захотели найти. До сих пор члены секты официально так и не взяли на себя ответственность в содеянном, однако для местных жителей очевидно, кто и по каким мотивам совершил эти преступления.
Более того, члены секты не раз бравировали фактами уничтожения буддийских реликвий. Так, по словам одного из лидеров движения, старинная буддийская статуэтка, найденная близ села Боочи была сожжена им в школьной кочегарке.
Подобные примеры можно продолжать, но нам представляется, что сказанного вполне достаточно для того, чтобы у читателя сложилось ясное представление о людях, которые не имеют никакого отношения к бурханизму («белой вере»), и впредь, чтобы говорить о своих истинных намерениях и взглядах, им не мешало бы переименовать свою организацию, подготовить необходимые документы для регистрации и продолжить свою деятельность в рамках Закона.
На первой фотографии – встреча праздника «Чагаа Байрам» в Горно-Алтайске.
Фото: gorno-altaisk.ru, НГА и архив «Ак Буркан».