За полтора месяца до нынешнего обсуждения Бронтой Бедюров участвовал в работе Всемирного форума духовной культуры, проходившего в Астане. «Алтайская идея: гармония культурного, природного, духовного начал» — такова была тема его выступления на форуме в Астане, по его словам, «самом сердце Великой Степи».
Кан-Алтын, герой одного из сотен алтайских героических сказаний, выходя на путь Жизни, берет с собой не лук, не стрелы, не меч и копье, а берет он два волшебных шоора – флейты из простого тростника, растущего на горных склонах Алтая. И, проходя большой белый свет, он песней своей восхищает, изумляет всех встречных, своих и чужих, все страны и народы, выполняя предначертанное ему Судьбой.
Алтайская традиция в своём отношении к героическому всегда была иной, и приходит время, когда мир должен узнать об этой традиции. Спустя 250 лет с той поры, напомнил Б.Бедюров, как мы находимся в лоне России, на ее дальних приграничных рубежах, мы снова выходим на Путь Жизни и готовы объявить о наметках нового открытия Алтая, о начале алтайского «культурного похода», входя в большой мир на заре XXI века. Алтай приветствует Ноосферный путь развития, ибо он сам и есть субстанция Ноосферы.
Алтайский народ — неведомый по сей день и миру, и самим себе народ, который все еще находится в режиме анабиозного вызревания и духовного ожидания, «хотя наш исторический этногенез совершенно четко прочитывается со времен изначальных и описан еще самими отцами истории – Геродотом и Сыма Цянем. Мы и есть потомки тех самых кочевников, справедливости, простоте нравов и обычаев, гармонии социально-общественного устройства которых завидовали сами просвещенные эллины рабовладельческих Афин и к которым в период строительства будущей Великой Китайской Стены, не выдерживая тягот и лишений подневольного труда, убегали на север в степные просторы древние ханьцы, говоря, что у хуннов веселее и вольготнее жить».
В отличие от народов, привыкших гордиться своей воинственностью, «люди на Алтае в своей скромной юрте всегда могли потесниться, дав место возле очага вновь прибывшему, потерпевшему, гонимому, кем бы он ни был прежде по статусу, какого бы роду-племени ни был, лишь бы он признавал закон Алтая — непреложный закон ноосферы, тот самый кодекс-Торе братства и солидарности, равенства и свободы. И не только в отношениях друг с другом, себе подобными человеками, но и по отношению к совсем иным существам — зверям и птицам, травам и деревьям, к самой природе, где нельзя сорить, плеваться и браниться, к окружающей среде как к Дому-жилищу своему, который нельзя ломать и крушить».
Закон Тайги, закон Алтая – это закон Природы. Гуманизм и гармония не только по отношению к себе, любимому. Не только к своим. Ближние – это не только люди. Ближние — это и дерево, и трава, это и медведь, и заяц. Всё живое, что ползает, летает, бегает, плавает. Когда гремит гром, когда низвергается огонь с небес, когда бушуют пожары, то бегут, спасаясь от огня все вместе — и волки, и олени, и зайцы, и лисы.
Гармония Ноосферы в том и тогда, когда равны не только люди перед своими, ими самими придуманными законами, но и человек, и муравей равны перед истинным законом Природы планеты Земля. Более того, муравей и пчела, скажем, на многие сотни миллионов лет старше нас, человеков. Это они – наши старшие братья и сестры, а не наоборот. Это мы их должны почитать и уважать, призвал с трибуны форума Б.Бедюров, учиться уму и разуму у них, как жить и трудиться на этой Планете. Не мы, человеки, цари Природы, вовсе нет. Потому что в природе нашей планеты всё живое имеет единое право на жизнь.
Мы должны оберегать не только флору и фауну, но и языки и этносы, культуры и духовные традиции, невзирая на численность их носителей, как бы мало их не было ныне, потому как неизвестно, что ещё станет ценнее и важнее, в ком появится больше нужды у Земли-Планеты с оскудевающими ресурсами в силу заходящего в тупик техногенного пути развития нынешнего человечества, и неизвестно ещё, кто заступит нам на смену, коль не оправдаем доверия у Владыки Планеты, Алтая-Кудая в своем праве на драгоценную жизнь в данном измерении.
Участвуя в подобного рода конференциях, заметил Бронтой Бедюров, он пока еще не слышал на них разговора, хотя бы тезисно, в единой увязке природного и культурного компонентов. А ведь культура базируется на природной основе, и она, природа, неразрывно связана с духом. И вот эта триада во взаимосвязи и является сутью нашего менталитета, нашего образа жизни. Разве это случайно, что мы себя называем людьми Алтая, народом Алтая? Это означает, что мы себя именуем, ощущая себя частью природного ландшафта, находясь в нерасторжимом единстве с природой.
Наши предки в свое время имели выдающееся присловье: «Настанет время, когда вода станет дороже золота, будут перешагивать через него, никому оно не будет нужно». Да, теперь это время уже наступает, сказал Б.Бедюров участникам форума, и мир приходит к пониманию этой мудрости моего народа. Мы пьем нашу великолепную воду, даже не задумываясь, что совсем рядом с нашим благодатным и обильным водой Алтаем находятся зоны крайне засушливых регионов. Не только люди Средней Азии – в Узбекистане, Каракалпакии, Казахстане и даже в степях Алтая, в Кузбассе – этом Томском Алтае, во всех мегополисах Сибири уже не имеют чистой питьевой воды. Вот где наши бесценные, возобновляемые богатства, не менее, а в будущем и более важные, чем нынешние нефтяные, газовые источники.
Мы – верховики, мы – «суу-ээзи», сидим в истоках великого Обского бассейна и, естественно, мы должны будем строить нашу будущую этнокультурную и хозяйственную деятельность в полной кооперации с жизнью всего региона от Алтая до Ямала. Мы должны соизмерять свои экономические вожделения с нуждами людей всей Западной Сибири, и северо-восточной части Казахстана, они – с нашими, учитывая наши нужды и проблемы. Вот почему в то же время я мечтаю о кооперации, той, которая до сих пор никак не воплощается в реальности, вследствие чего и нарушается гармония нашей жизни, возникает глубокое несовпадение наших интересов и чаяний.
Многие и многие годы забывалось всеми в окружающем нас регионе, напомнил Бронтой Бедюров, что Алтай — это не место для «оттягивания» праздных туристов, что это не просто территория – производственная или предназначенная для пастбищ, для хозяйственного освоения, промышленного или военного использования, для падения ступеней ракет, запускаемых с Байконура. Нет, это наша Земля-Родина, это наш Дом, Ата-Jурт, и здесь живёт издревле и поныне конкретный народ. Со своим именем и со своей историей. Со своим Духом и своей судьбой-предназначением.
Нам необходимо успешно пережить XXI век. Нам нужен строгий настрой, четкое понимание своих интересов и задач, необходимых для самовыживания. Речь идет о самоограничении в потреблении людей, а не о безудержном поглощении природных даров. В Гималаях и Андах, и в других горных странах мира люди тоже живут бедно и скромно, как и мы. А с другой стороны, мы обладаем тем, чего нет ни у кого на равнинах и в степях. И это наше главное богатство, о чем я, собственно говоря, и сказал выше. Вот потому-то в этой нашей нынешней бедности и заключена наша сила, в ней и залог нашего процветания в будущем, ибо мы не роемся в земле, не копаемся в ее недрах, извлекая оттуда ее соки, не эксплуатируем и не уничтожаем хищнически ее природные и духовные богатства. Алтай не просто за ноосферу — мы давно живем, находимся в нем, ноосферном бытии, хотя всё это время извне нам мешают жить так, как надо, как следует по этому кредо.
Ровно десять лет тому назад мне довелось участвовать в работе всемирного Саммита религиозных и духовных лидеров мира в ООН, поделился Бронтой Янгович своими воспоминаниями. И когда я там услышал, как представители коренных народов Америки заговорили, ссылаясь на свою память, о том, что они, дескать, древние, очень древние народы, я вынужден был, выступая, несколько подправить именитых индейских вождей: “Да, безусловно, мы, конечно, древние народы, но в то же время, помните, мы с вами — народы будущего! Наш пафос именно в этом!”
Если мы будем продолжать этот самый образ жизни в гармонии с окружающей средой, составляя часть данного ландшафта, всё это, несомненно, будет сохраняться. Коренные народы мира – это и есть пока носители мирового, планетарного духа. Вот почему мы находимся в резерве у Планеты. Когда закончится историческое время ныне великих народов, когда они исчерпают окончательно отпущенный им Владыкой Планеты жизненный потенциал, тогда самым естественным и элементарным образом может наступить время индейцев и эскимосов, чукчей и алтайцев.
Мы должны сделать глубокие выводы из прожитого и освоенного нами за весь этот промежуток времени, чтобы развернуть программу будущего — как нам быть, как жить дальше и как подниматься выше, так как тучи сгущаются не только над Алтаем, но и над всем миром. Вы посмотрите только, какие пагубные изменения происходят в природе в связи с антропогенным воздействием технократической цивилизации, в какой беспросветный лабиринт заводит нас тупиковая ветвь развития. И в этом наглядном смысле мы – особенная даже в пределах Сибири, и России в целом, республика. Мы – республика без городов, без тяжелой индустрии. Не задумывались, к чему бы это? И в этом плане мы тоже, правда, предварительно повзрослев и осознав себя в концептуальном плане, могли бы стать примером или образцом своего рода модельной республикой ноосферного плана для позитивного разрешения многих и многих вопросов, которые нужно правильно осмысливать и на которые нам предстоит адекватно реагировать.
Свой доклад Бронтой Бедюров закончил стихами. Это была “Песнь о Ковчеге”, написанная им в середине 70-х годов прошлого века. Тогда ещё, когда мало кому в нашей стране было известно само слово “экология”. То самое понятие, которое составляло, по словам поэта, «сущностную основу духовной культуры моего пантеистического народа».
Кочевник, в надежном и вечном ковчеге,
я снова
плыву по просторам великого Моря Степного,
на мачту взобравшись легко — на макушку Алтая,
гляжу на восход и закат, звёздный час ожидая.
А те, кто со мною в пути хлеб и воду делили,
лишь берег завидя, ушли, обо всём позабыли,
спеша, гомоня,
слову брата не внемля…
Следы их теперь не отыщешь в распаханных землях.
А я всё плыву, и конца нет простору,
и рано ли, поздно, — в какую-то пору,
я знаю, что хватятся люди ковчега,
огни на курганах моих позовут человека,
и смутною памятью в сердце его шевельнутся
растенья и воды, прося поскорее вернуться.
Идите обратно, я с вами готов породниться,
но, чур, уговор, — вам придётся учиться
мудрее быть, краше,
стать другом и зверю, и птице,
их речь понимать, ведь она первозданнее нашей.
Сбирая по крохам великое знанье природы,
сквозь времени волны — сквозь годы,
когда всему сущему братьями станем,
мы к новому берегу путь свой направим,
навстречу всем будущим испытаньям.
Наш мир — это общий ковчег на стезе мирозданья.