ОБРАЩАЯСЬ к своим землякам на прошлой неделе во время встречи с Хамбо Ламой Д.Аюшеевым в Онгудае, известный общественный деятель, поэт и трибун Бронтой Бедюров в самом начале своего выступления предложил подумать: почему наши деды в начале ХХ века назвали Белой верой новое учение, которое пришло в ожидании Ойрот-хана? Если новая вера получила в 1904 году название Белой, то это означает только то, что ее последователи выступили против «чёрной веры», и это была всего лишь алтайская версия буддийского учения, известного на Алтае с глубин веков, со времён хуннов.
Начиная с VI века, и особенно в первом Тюркском каганате, когда буддизм признавался в горах Алтая в качестве государственной идеологии, наши предки следовали высокому учению Будды, и эта традиция сохранялась вплоть до вхождения Горного Алтая в состав России. Мы знаем, что наши зайсаны, которые собрались в Каярлыке в тот период, напомнил Б.Бедюров, когда решалась судьба нашего народа – «быть или не быть?» - они обратились с письмом к Белому царю. Но прежде чем принять такое решение, как свидетельствуют царские документы того времени, зайсаны клялись «на своих бурханах».
А по-алтайски «Бурхан» - это и есть Будда.
Вы должны помнить, отмечая каждый год дату вхождения в состав России, обратился выступающий к своим землякам, из какого государства вы вышли. А вышли мы из Ойротского государства, могущественной тюрко-монгольской державы от Каспия до Байкала, и нам надо помнить, что в этом большом братском союзе официальной идеологией оставалось светлое учение Будды, иначе говоря, Белая вера.
В VI веке на язык нашего народа, о чем давно уже известно всей мировой науке, с санскрита переводились священные сутры, и до сих пор слово «судур» сохранилось в алтайском языке. И когда любой человек, знакомый с нашим учением – будь то американец, европеец, вьетнамец – увидит перед собой алтайца из любого района республики, он сразу скажет: эти люди буддисты. Настолько глубоко, по убеждению Б.Бедюрова, вся культура алтайского народа пропитана этим духом.
Вы говорите о природе, обратился Бронтой Янгович к представителям каракольской секты, сказав, что ему хорошо известно то, что пишется в так называемой газете «Амаду». Ему непонятно: «Если вы «ахтяновцы», то почему вы черните людей?» Почему с ее страниц очернению подвергаются все достойные люди? Газета чернит всех, кто много уже сделал и продолжает делать для спасения алтайского народа.
«А что вы сделали? – обратился Б.Бедюров к пришедшим на встречу «каракольцам». – Откуда вы появились? Откуда вы берёте деньги для издания ваших паршивых газетёнок? Откуда вы берёте деньги? (В этом месте его выступление прервалось аплодисментами). Откуда вы финансируетесь? (Снова продолжительные аплодисменты). Вот ты, Лазарь (обращаясь к одному из предводителей «каракольцев») - отсидел в заключении. Я скажу: тебе ещё надо сидеть, медитировать там и думать о своём спасении. Ты говоришь от имени алтайского народа. А кто тебе дал это право? Мы тоже здесь такие же алтайцы – как и вы, 30 человек, которые приехали сюда, чтобы устраивать нам обструкцию… Уважаемый Хамбо Лама является одним из четырех духовных лидеров Российской Федерации, и он не спросит у тебя, в какой из регионов России приехать ему – в Рязанскую область, в Питер, на Ямал, и так далее. Поэтому мне стыдно за вас, но с другой стороны я вам благодарен за то, что вы пишете о нас гадости. (Аплодисменты). Вы этим показываете, насколько вы убогие. Вы даже не смогли лидера великой мировой религии достойно, в соответствии с нашими прекрасными алтайскими обычаями и традициями, встретить здесь, в центре Алтая – историческом и географическом центре Алтая – Онгудае…»
Бронтой Янгович поблагодарил «каракольцев» за их неуклюжие действия – благодаря им удалось собрать в Онгудае столько народу, сесть негде, и это лишь подтверждает, насколько велик интерес к этому визиту. «Духовный лидер такого ранга, - напомнил выступающий, - не посещал наш Алтай как минимум 250 лет. Его нынешний приезд – это и есть уважение к нашему алтайскому народу и к нашей республике».
На заре ХХ века у нас было очень мало образованных людей, - продолжил Эл Башчы алтайского народа свою речь, - и наши лидеры Аргымай и Манджи Кульджины нашли выход для своего народа, показали, как ему спастись, и благодаря их духовной Реформации, а по сути - первой в мире духовной революции – алтайцы сумели в эпоху войн и революций начала ХХ века выйти на качественно новый уровень».
Велик соблазн стать самозваными проповедниками и основателями «новой мировой религии». Гораздо труднее ждать своего часа и быть призванным, причем не где-нибудь, а на уровне федерального центра. Да, в 2006 году ему довелось представлять Россию на Всемирном форуме в Бразилии, подтвердил Б.Бедюров, но это произошло, по всей видимости, лишь потому, что в Москве знали: именно он сможет достойно представить нашу страну на таком уровне. «А вам никто не давал такого права, - еще раз повторил выступающий, - говорить от имени всего алтайского народа».
Буддийская академия действует сегодня в Бразилии, далеко в Новой Зеландии успешно растет и развивается буддийская община – хотя в той и другой стране, обратился Бронтой Янгович к «каракольцам», никогда не было буддийских традиций. В столице Бразилии он общался с цыганкой, которая прекрасно декламировала на языке оригинала буддийский мантры, известные среди алтайского народа как бурханистские «алкыши», и это было для него большим потрясением. Далеко за океаном наизусть пересказывают учение великого Миларепы – а мы, что мы знаем о своих корнях через полторы тысячи лет после появления сутры «Алтын-Jарык» на древне-алтайском языке?
Да, мы хотим сохранить свои народные традиции, подтвердил Б.Бедюров перед своими земляками в Онгудае, но перед нами стоит сейчас и другой, не менее важный вопрос: с кем мы единоверцы в этом мире? Нам нужно сравнить свою веру с верой других народов, чтобы увидеть – кто в мире ближе других нам по духу? И когда мы это увидим – вместе нам будет легче искать и находить пути в будущее.
НА ВСТРЕЧЕ в Кош-Агаче выступление Б.Бедюрова началось со слов извинений перед уважаемыми гостями во главе с Хамбо Ламой за своих земляков из Каракольской долины. Тем более, что как раз перед его выходом к трибуне одна из каракольских активисток, сказав о себе: «Я женщина, я не представляю никакой опасности», - пыталась вразумить гостей, говоря, что природа сохранилась в горах Алтая только потому, что «мы с древних времен сохранили свою веру…» Но порядки у чуйских теленгитов немного другие; для них уважение к гостям – дело святое, и её оборвали на полуслове, предложив заниматься словоблудием у себя дома.
В феврале прошлого года, по словам Бронтоя Янговича, ему довелось участвовать в «одном сборище» в городе Новосибирске, и там ему было впервые по-настоящему стыдно за своих земляков, таких невежественных людей он никогда еще не видел. Он не мог поверить в то, что это его родственники и земляки. Откуда появилась в его районе эта зараза, откуда взялись эти мутанты и воинствующие, недалёкие сектанты?
Нынешняя «ахтяновщина» хотела бы пристроиться возле алтайского бурханизма или, как выразился Эл Башчы, они прикрываются овечьей шкурой и называют себя последователями «ак jан», т.е. Белой веры, возрождение которой относится к 1904 году. До каких пор эти самозванцы будут демонстрировать своё невежество и выставлять весь алтайский народ в дурном виде?
«Весь просвещенный мир знает, мировой наукой признано, что Ак Jан начала ХХ века – это алтайская версия буддизма, и ничего более. Если вам не нравится буддийское учение, - ещё раз обратился Б.Бедюров к «каракольцам», - так вы не называйте себя «ак jан»! Но вас нельзя назвать и приверженцами «кара jан», потому что для этого вы должны знать историю и традиции алтайского шаманизма. А вы не знаете мифологию и пантеон шаманизма! В начале ХХ века была реформация в том числе и в шаманизме; отказались от кровавых жертвоприношений, перестали камлать после захода солнца. Стали понимать, что общались не с Богом, а с шайтаном, с Эрликом. Из-за этого пришлось даже ограничивать наших кайчи, чтобы они перестали упоминать имя Эрлика…» А что мы видим теперь?
«Вся эта ядовитая поросль за 60 лет духовного вакуума на территории нашей республики с конца 30-х годов, когда была запрещена любая религиозная деятельность, - обнажил выступающий корни нынешнего безбожья, - к концу 90-х годов расцвела подобно дурману в нашем обихоженном огороде». По этим самозванцам за пределами нашей республики могут судить обо всём алтайском народе. А кто они такие? «Менталитет алтайского народа с древних времен предполагал уважение к знаниям и культуру», - напомнил Бронтой Янгович и привёл убедительные примеры, свидетельствующие о духовной самоидентификации своего народа.
Ему доводилось выступать с докладом на Всемирном форуме духовной культуры в Астане. Обращаясь к сидящему в зале экс-спикеру республиканского парламента И.Яимову, оратор вспомнил поездку делегации Республики Алтай во главе с ним в Париж, в штаб-квартиру ЮНЕСКО, и там мы достойно представили многонациональную Россию. Вспомнил проходивший в Нью-Йорке Всемирный саммит религиозных и духовных лидеров. Это была поездка делегации, в составе которой кроме них с Хамбо Ламой были мусульманские муфтии, был православный епископ, и все вместе они представляли за океаном нашу великую Россию – многонациональную и многорелигиозную державу.
«И в этот момент, когда Республика Алтай выходит уже на мировой уровень, когда нас встречают в Европе и Америке, - акцентировал Б.Бедюров, - у нас дома внутри Алтая насаждают секту под этим названием. Именно для того, чтобы убить Ак Jан – подлинную и настоящую Веру; чтобы не дать ей восстановиться».
Враг работает очень тонко. Вы видите, как губят сегодня мусульман на Ближнем Востоке, в Северной Африке, в странах Центральной Азии, обратился Бронтой Янгович к общественности Кош-Агача. Убивают мусульман руками таких же мусульман. ИГИЛ, называя себя исламским государством, на самом деле идёт против мусульман.
Хаос, нищета и голод приводят к тому, что тысячи беженцев устремились сегодня в Европу, «и не думайте, что это далеко», предупредил Эл Башчы. Наши противники пытаются расшатать и внутри России ее крепкие и надежные тылы, далекие и стабильные регионы Сибири, добрались уже до Республики Алтай, до Бурятии. Им не нравится то, что авторитет нашей республики в последние годы стремительно возрастал. Если в царское время даже сибирские губернаторы не бывали у нас в Горном Алтае, то теперь резиденция главы государства находится не где-нибудь, а в Республике Алтай, и весь политический бомонд едет теперь к нам.
Сегодня мы встречаем одного из 4-х религиозных лидеров России. Мы должны ценить и уважать его усилия, направленные на сохранение мира и стабильности не только в России, но и во всём мире. «Вот почему наша обязанность – уничтожить эту заразу внутри республики», - призвал Б.Бедюров.
Обращаясь к главе района А.Джаткамбаеву, выступающий напомнил, как еще 20 лет тому назад на заре становления нашей республики, они мечтали о том, чтобы здесь в Чуйской степи была создана общими усилиями зона мира и согласия, «алтайская Ахимса». Еще тогда зародилась идея строительства трех храмов – православного, буддийского и мусульманского – в одном месте. «Это только усилило бы нашу республику, - подтвердил Б.Бедюров в своем выступлении. – Кош-Агач мог бы стать единственным местом на Земле, объединяющим три мировых религии, еще тогда – 20 лет назад».
А нас вместо этого хотят теперь всем противопоставить, выразил Эл Башчы свое недоумение. Хамбо Лама готов был приехать к нам еще 15 лет назад. «Почему мы должны этих самозванцев спрашивать? Кто они такие – задавал Б.Бедюров свои вопросы. – Какую религию они представляют?» Люди, которые с трудом закончили 7 классов, пытаются навязать свои невежественные представления всему народу. До каких пор мы будем это терпеть?
Находясь за пределами республики, Б.Бедюров всегда приводит в пример Кош-Агач как образец продуктивного сосуществования и взаимодополнения трех мировых религий. Алтайцы и казахи – как две семьи в одной юрте; как две струны у домбры или топшура. Как говорил Аллах, мы созданы разными для того, чтобы лучше узнать и понять друг друга. И не зря говорится в народе: «Хороший сосед лучше плохого родственника». А в это время на деньги наших недругов, на деньги разрушителей, в Каракольской долине изготавливают, как сказал Бронтой Янгович, «разные газетёнки, работающие на разрушение». И добавил: «На деньги наших врагов».
На стыке четырех стран – России, Монголии, Китая и Казахстана – любое неосторожное движение может вызвать межрелигиозный конфликт. А врагам наших стран, по убеждению Б.Бедюрова, именно это и нужно. Вот почему всем народам, живущим у нас в республике, надо работать над новым образом Кош-Агача как «ворот России» и продолжать лучшие традиции царской России, когда все исследовательские экспедиции в страны Центральной Азии проходили через Чуйскую степь, через Кош-Агач.
Наша республика вслед за Хамбо Ламой встречает Патриарха Всея Руси. Оба визита – дань высокого уважения нашей республике, считает Б.Бедюров. В присутствии главы буддистов России он напомнил о судьбе чуйского зайсана Очурдяпа: передав брату полномочия мирской власти, сам он в зрелом возрасте стал верховным ламой для своего народа. Сколько можно спорить с каракольскими невеждами, утверждающими, что Чага Байрам – это «не алтайский Байрам»? Но тогда и Наурыз – это не казахский праздник, и Пасха для русских – тоже «не исконный» праздник. До каких пор мы будем заигрывать с этими мракобесами?
У великого русского народа, призвал Эл Башчы, мы должны учиться пониманию того, что Православие не может быть только русским или греческим. Нам надо понимать, что только Православие спасало Россию в самые трудные времена. Зачем вспоминать сектанта Тэрасаву во время официального визита главы буддистов России? Пришло время стать по-настоящему образованными, призвал Бронтой Янгович, и для начала запомнить, что «лама» в переводе на обыденный язык – это просто «учитель».
И, продолжая давний спор с неоязычниками, Эл Башчы рассудил: «Не принимаешь буддизм? Это твоё личное дело. Никто его тебе не навязывает. Это значит, ты до него ещё не дорос; иди и учись, медитируй. А вот эту наглость – оскорблять верховных духовных лиц – надо немедленно пресекать. Кто вы такие? Кто вам дал мандат от имени всего алтайского народа демонстрировать своё невежество? Какая-то кучка собралась в Караколе, и теперь эта зараза распространилась даже до Ело, до Ини… Мы прекрасно знаем, что среди них есть отсидевшие ребята, они теперь и сюда в Кош-Агач стали наведываться. Очень хорошо, что вы даёте им от ворот поворот и говорите им: поезжайте к себе домой и слушайте там друг друга…»
Пользуясь случаем, Б.Бедюров еще раз напомнил жителям Кош-Агачского района, что за событие великой исторической важности для Республики Алтай отмечалось нынешним летом – 150 лет назад чуйские зайсаны приняли решение о добровольном вхождении в состав России и, таким образом, произошло воссоединение алтайского народа. Благодаря этому событию у нас есть сегодня Республика Алтай в нынешних границах, и в единой семье народов, населяющих республику, в том числе кош-агачские найманы, кереи, даулеты чувствуют себя равными среди равных. Заканчивая свое выступление, Б.Бедюров пожелал всем мира и благополучия, процветания в каждом доме.
Фото: Евгений Бутушев.