Многие из нас давно не верят телевизионной рекламе продуктов питания, лекарственных препаратов и косметических средств, понимая, что их призывают выкладывать деньги за заведомо некачественную продукцию. Не может же фермер со своей картошкой или молоком от нескольких буренок попасть на федеральные телевизионные каналы... Удел присутствия на экранах - только за крупными корпорациями или производителями, связанными с высшей политической элитой. А всё, что производится в промышленных масштабах, не может называться натуральной продукцией. Поскольку всякое крупное производство связано с извлечением прибыли, то процесс натурализации продукта уменьшается, а химизации - возрастает. Ароматизаторы, усилители вкуса, различные пищевые добавки, может быть, при еде способствуют обильному выделению слюны, но для здоровья совершенно бесполезны и даже вредны.
Но одно дело реклама, которой можно верить или не верить, другое дело -правдивость содержания надписей на этикетках и обертках продукции. Обычно упаковка расписывается в таких тонах, как будто продукт был изготовлен для самих богов. И эта тенденция просматривается буквально во всем. Недавно в одном из магазинов торговой сети «Аникс» я обратил внимание на печенье «Улыбка». Поскольку оно было представлено как сахарное и медовое одновременно, невольно заинтересовался количеством меда в этом продукте. С купленным печеньем отправился в Роспотребнадзор по Республике Алтай. Но в этом учреждении мне сказали, что при всем желании и самом тщательном исследовании мед в продукте не обнаружить, надо просто верить ГОСТу за номером 24901-89. Если он такой, значит, мед в продукте содержится. Но это в области предположений. Реально же трудно поверить в то, что написано на обертке. А на обертке написано, что печенье сделано… из натурального меда. Печенье, как известно, делается из теста, а мед может использоваться как добавка. Но что будет с медом, когда тесто при температуре 150-200 градусов превращается в печенье, производитель, видимо, не знает. Зато он для привлечения покупателя использует яркий панегирик со ссылками на детство и воспоминания о нем. В панегирике есть такое четверостишие:
«Я пойду на улицу.
Там поймаю курицу.
Привяжу ее за хвост.
Это будет – паровоз…»
Завершается рекламный трюк такими словами: «Печенье сахарное «Медовое» -это тот самый вкус из детства, потому что оно сделано по тем же рецептам, что и в советские времена. То есть без искусственных консервантов и заменителей. Почувствуйте вкус детства вместе с «Улыбкой»... Вот к такой рекламе прибегает производитель этого печенья – Пензенский хлебозавод №2. Лично мне этот продукт не понравился по вкусовым качествам, потому что показался насыщенным химическими добавками.
К сожалению, мед среди широкого спектра продуктов питания стал самым масштабным предметом фальсификаций. Ставка сделана на его полезность и целебные свойства. Московское ООО «Вкус золота» через интернет-магазин навязывает потребителям мёд, смешанный с частицами… драгоценного металла. Причем такая продукция задумана как для еды, так и для очистительных масок. Для пущего убеждения приводится пример с египетской царицей – Клеопатрой. Мол, она пользовалась таким продуктом и осталась красавицей на тысячелетия.
В Барнауле компания «Алтайвита» тоже не стесняется в рекламных потугах, предлагая мёд с маточным молочком, а также липовый. Я поинтересовался у менеджера компании Станислава Ефименко по поводу этих продуктов. Менеджер ответил, что содержание маточного молочка в меёде составляет 0,5-0,7 процента, как это написано на этикетке, а в каком виде – свежем или консервированном оно использовалось — он не знает. Этот вопрос надо задавать компании, от которой «Алтайвита» получает продукцию на реализацию. Такая же картина по липовому меду. На самом деле у нас на Алтае в принципе не может быть такого мёда, поскольку в регионе не произрастают липовые насаждения. Но этот бренд широко используется, и я встречал его даже в Архангельске. Расчет делается на неосведомленность потребителей, а точнее — продавцы идут на заведомый обман. Что же касается маточного молочка, на Алтае я не знаю ни одного пчеловода, кто бы занимался его получением для широкой реализации. Процесс этот непростой, и счет продукта идет на десятки, в редких случаях на сотни граммов.
Также не может быть монофлорного мёда. Как-то в Москве в медовом павильоне Всероссийского выставочного центра я насчитал тридцать видов алтайского меда. Впечатление такое, будто пчелы нектар таскают вёдрами. Это просто вселенское жульничество. Даже если пасеку поставить среди огромного гречишного поля, никак не будет стопроцентного нектара с этого медоноса. Среди гречихи растет много сорняков, а пчелы с легкостью отдадут предпочтение цветущему осоту, поскольку с него легче добывать нектар. Мёд всегда полифлорный. В этом тоже одна из его ценностей.
Как-то в Москве на медовой ярмарке в Царицыно наш алтайский пчеловод продавал мёд… с золотого, маральего и красного корней. Для привлечения покупателей и лучшего их оболванивания на прилавке были разложены иллюстрации этих лекарственных растений с аннотациями. И что же? К прилавку была очередь! При этом пчеловод давал пробовать мед с одной емкости, а наливал из других. Москвичи с удовольствием покупали такой мед, не задумываясь о том, что эти растения не являются медоносами, а там, где они произрастают, пчел нет, потому что это высокогорье. Кстати, в Царицыно, когда ярмарки проходили под патронажем мэра Юрия Лужкова, широко была распространена продажа глюкозно-фруктозного сиропа вместо натурального мёда. И, надо отметить, торговля шла бойко.
Обман порой доходит до полного абсурда. Как-то по телевидению рекламировали шампунь с маточным молочком. Потребитель толком не знает, что это за вещество, но наслышан о его полезных свойствах и, услышав знакомые слова, бежит в магазин сломя голову. И так по многим продуктам питания. В колбасах содержатся нитраты, в молочной продукции – консерванты. Производителю ради своих коммерческих интересов необходимо во что бы то ни стало увеличивать срок годности своей продукции, а ради этого он идет на любые ухищрения, сполна используя все достижения химической науки и промышленности. Прибыль и здоровье человека для него стоят по разные стороны барьера.
Натуральные продукты питания можно получать в домашних условиях и в небольших хозяйствах, где все процессы натурализованы. Еще лет 15-20 назад большинство жителей Горно-Алтайска выращивали картофель на пашнях — теперь ходят за ним в магазин. В то время на каждой окраине города было по стаду крупного рогатого скота. Теперь коровы становятся диковинкой, а витрины магазинов ломятся от обилия «молочных напитков». Опять же качество таких продуктов мало кого волнует.
Как это ни прискорбно, но факт остается фактом: пища, производимая крупными корпорациями, служит людям не только для утоления голода, но и для приобретения болезней. И этот процесс нарастает. Удастся ли его переломить, повернуться к широкомасштабному мелкому товарному производству? Думаю, что удастся. Но это произойдет тогда, когда недуги от химической пищи так одолеют большинство населения, что у него снова исчезнет брезгливость к запахам курятников и скотных дворов, к «грязи» на огородах.
На снимке: этот «медок», представленный на amic.ru, был закуплен барнаульскими торговцами в Китае; продукт, полученный синтетическим путем, предназначался к продаже под маркой «алтайского натурального мёда».