Минувшее воскресение выдалось ненастным: моросил холодный дождь с порывами ветра. Но группа людей, причем не у всех были зонтики, стойко простояла в такую непогодь около двух часов. Это были староверы. А им как далеким последователям неистового протопопа Аввакума не в первый раз испытывать себя на крепость духа и тела.
Событие происходило в Горно-Алтайске на стройплощадке рядом с магазином «Пчелоцентр» по улице Социалистической. И связано оно было с обрядом освящения закладки староверческого храма. Обряд проводили преосвященный Силуян, епископ Новосибирский и Всея Сибири, отцы Анастасий, Никола, Александр, диакон Василий и певчие.
Священнодействие состояло из чтения и пения Канона, чтения Евангелия. Во время всей процедуры у одной из стенок фундамента стоял прислоненный восьмиконечный крест. После молебна и освящения закладки храма принимавшие участие в обряде горно-алтайские староверы подошли к священникам для окропления святой водой.
Как известно, староверческое течение в православии укрепилось во второй половине ХVII века и явилось ответной реакцией на церковную реформу патриарха Никона. Не принявшие нововведений православные люди расселялись по окраинам государства и даже в других странах. Например, много их поселилось в тогдашней Польше. В течение веков староверы подвергались гонениям как со стороны официальной церкви, так и со стороны властей — царских и большевицких. Причем в жестокости те и другие мало отличались друг от друга.
Советская историография приписывала староверам массовые самосожжения, другие источники утверждают, напротив, что это делали царские власти. Отрицательный образ староверов складывался у советских людей от прочтения трилогии Алексея Черкасова и Полины Москвитиной «Сказание о людях тайги», в которую вошли романы «Хмель», «Конь рыжий» и «Черный тополь». А в действительности, как писал сибирский исследователь С.Чудновский, русские крестьяне-старожилы на Алтае были почти все старообрядцами.
Расселившись и обособившись, утратив единое руководство, приверженцы «древлего благочестия», называемые чаще всего староверами, старообрядцами и кержаками – выходцами с берегов реки Керженец, растеклись по разным согласиям и толкам. В первую очередь их разделяют на поповцев и беспоповцев. Первые признают священников и церковное богослужение, а вторые не признают. У них молельные дома и духовные наставники. В Горно-Алтайске одно время духовным наставником был отец бывшего главы республики Иван Назарович Зубакин. И многие городские староверы принадлежат к так называемому «стариковскому» толку.
Старообрядцы остаются не только ревнителями старой веры, носителями старославянской культуры, но и отличаются чистотой в домах, порядком, завидным трудолюбием. Царское правительство не раз использовало их для заселения окраин империи. Между ними сохраняется почтительное отношение к старшим и уважительные отношения друг с другом. Они не курят, не пьют водку, тем более не сквернословят. Еще у них бережливое отношение к природе, которая на протяжении веков давала им кров и пищу.
Поэтому появление старообрядческого храма в Горно-Алтайске послужит сохранению традиций и обычаев старославянской системы ценностей. Возведение храма, возможно, подвигнет к диалогу верующих из беспоповских толков и согласий со священниками церковного богослужения. А там, глядишь, и случится воссоединение беспоповцев с той церковью, к которой принадлежал когда-то мятежный протопоп Аввакум. В нынешнее время торжества бесовщины только единение поможет сохранить идентичность потомков старославянского мира.
Фото: Павел ТЕРЕХОВ.