Чуть больше полутора недель остаётся до открытия VIII экокультурного фестиваля «ВОТЭТНО!», который пройдет с 19 по 21 июля на базе отдыха «Иволга». В этот раз его организаторы решили перенести главную сцену на громадный ковчег. Для всех, кто видит спасение в горах Алтая, известный режиссёр Олег Жуковский, создавший театр La Pushkin в Новосибирске, заканчивает поиск архитектурных инсталляций. Это будет, по словам организатора фестиваля Юрия Романова, просторный этно-ковчег, на котором гости и участники фестиваля (около 500 человек) отправятся в символическое путешествие.
В понедельник, 16 июля, потомки библейского Ноя должны приступить к сооружению ковчега, чтобы в последний день фестиваля найти «всё, что возьму я с собой». Нынешний мир стремительно меняется, говорит Юрий Романов, и знающие люди давно уже говорят, что апокалипсис рядом с нами. Цифровые технологии, «паутина», хай-тек, социальные сети, сотовая связь — всё, что казалось невозможным еще 30-40 лет назад, стало сейчас реальностью. Виртуальный мир идет на смену обыденной жизни, и человек снова перед выбором: что из прошлого взять с собой для намеченного путешествия во времени? Может статься, что ничего кроме старинных песен.
Режиссер Олег Жуковский в начале апреля в одном из интервью признал, что в Новосибирске долгое время строил «Сарай искусств» и как герой известного мультфильма наконец-то его построил, даже субсидию получил, и если со стороны смотреть, то вроде как к этому он и шёл. Но в искусстве так не бывает. В нужный момент налетает спасительный ветер, и тебя просто уносит, чтобы бросить в новый, многотрудный поиск. Люди не понимают, почему ты уходишь. И им не объяснить, что остановка или даже просто передышка — это всегда начало падения.
Отказываться от того, что привлекает, способен не каждый. Однажды из Берлина ему предложили соблазнительный контракт на «Театр сумасшедших» по Герману Гессе. Три года работы в культурной столице Германии… Его спросили, что для него в жизни важнее всего, и он ответил: «Чтобы я по-прежнему летал во сне». Его не поняли. А разговор шел в просторном ресторане, с изящной плетёной мебелью. Чтобы лучше растолковать немцам свое творческое кредо, Жуковский начал танцевать — но так, что мебель от этого стала падать, разваливаться... Немцы поняли: этого гостя в любой момент может унести ветром. Подписывать контракт на целых три года они не рискнули.
Почему он, сохраняющий в себе «большого ребенка», оказался после Питера в Новосибирске? Он объяснял: ты берешь однажды в свои руки красивую игрушку, а тебе говорят, что нельзя, это не игрушка. Берешь вторую, третью — и каждый раз «нельзя». Как быть? Не остаётся ничего, кроме как сделать свою собственную игрушку. Если бы он остался там, в Питере, то скорей всего так и играл бы в чужие игрушки и не смог бы сделать ничего похожего на La Pushkin.
Он покидает Новосибирск, и его появление на «ВОТЭТНО!» вроде бы совершенно случайно. Отчалить на большом ковчеге от всего, что стало привычным и обыденным — в этой идее Жуковский хотел бы найти не только себя. Ему интересны все люди, которые окажутся рядом с ним с понедельника, 16 июля. Надо всего лишь оторваться от пустой суеты и найти дорогу до «Иволги». Это как выйти из поезда в момент его случайной остановки в чистом поле, где поют напропалую кузнечики, «а поезд фигак — и уехал». Ну и что? Ты никогда не будешь один, и по дороге наверняка встретишь тех, кого долго искал.
На фотографии — предвестница нынешних инсталляций на «ВОТЭТНО!», пирамида в Уймонской долине. А каким будет ковчег на «Иволге», мы скоро увидим.
Фото: znakisveta.ru