В последние годы из Республики Алтай наблюдается массовый отток трудоспособного населения на заработки в нефте- и газодобывающие районы Сибири и Дальнего Востока. В частности, большая алтайская диаспора сформировалась на Сахалине. Но, как показывает опыт Бурятии, правом на достойную оплату труда можно без проблем воспользоваться в соседней Монголии.
Всё больше учителей из Улан-Удэ, средних городов республики и даже из сельских школ едут в Монголию на заработки: их труд оценивается там в 3-4 раза выше, чем в нынешней России, при этом цены в монгольских магазинах по сравнению с нашими куда более привлекательны, и с учетом покупок перед отъездом домой суммы заработков возрастают как минимум вдвое. Бурятских учителей привлекает также в соседней стране уважительное отношение к их труду, свидетельствует выходящая в Улан-Удэ газета «Номер один».
Отмечается, кроме того, что интерес монголов к языку Пушкина, Толстого, Шолохова был не только в советское время, но и возродился в начале XXI века с приходом к власти президента Намбарына Энхбаяра, который учился в Литинституте имени Горького. В Горно-Алтайске о его студенческих годах с теплотой вспоминает Кулер Тепуков, издающий детский журнал «Солоны». Благодаря президенту Эехбаяру у наших соседей открылись детские сады и школы нового типа, в которых стали работать воспитатели и преподаватели — носители русского языка, в том числе из Тувы и Бурятии, и снова в цене уроки на русском, которые дают репетиторы из сибирских городов. Причем репетиторство популярно сейчас в офисах и государственных учреждениях, поскольку знание русского необходимо для делового общения.
Большое уважение со стороны монголов чувствуют педагоги с хорошим произношением и грамотной речью. Большой спрос сейчас на учителей математики, преподавателей русского и литературы XIX-XX вв, а после демографического бума конца нулевых годов — еще и учителя начальных классов. При этом знать монгольский вовсе не обязательно, поскольку уроки ведутся только на русском. Во многих случаях монголы отдают своих детей в русские школы в трехлетнем возрасте.
В среднем учителю платят сейчас в Улан-Удэ от 15 до 25 тыс. рублей. В детсаде, расположенном в Уланбаатаре или Эрдэнете, нашим воспитателям платят по два миллиона тугриков в месяц (примерно 70 тыс. рублей), а в школах — до 4-х млн тугриков (140 тыс. руб.). Есть работодатели, которые обеспечивают сибиряков хорошим общежитием и берут на себя все заботы, связанные с визовой поддержкой. Но самый главный бонус — безмерное уважение монголов к труду педагога. В отличие от российского Минобра, нацеленного на воспитание нового «поколения потребителей», в Монголии сохраняется «колоссальный культ учителя», по выражению бурятской газеты, и эта профессия остается среди самых престижных. Как, впрочем, и в соседнем Китае, где руководство страны тоже думает о будущем.
Было время, после развала СССР у наших соседей наблюдалось повальное увлечение иностранными языками, и по этой причине русский ненадолго «вышел из моды». Но сравнивая новый опыт общения со странами Европы, США, Юго-Восточной Азии и особенно с Китаем, в последние годы Монголия возвращается к традиционным связям со странами СНГ, и русский язык снова становится популярным.
По рассказам учителей, которые отработали в Уланбаатаре по контракту от одного до двух лет, из-за проблем экологии, трудностей общения и автомобильных «пробок» в городах, им приходилось возвращаться домой. Но после монгольских свобод, снова «погружаясь» в никому не нужную бумажную волокиту, написание всяких отчетов и «планов», они отказываются привыкать к теперешним порядкам в наших школах, и при первой возможности едут с большой радостью обратно в Монголию. А зарабатывать там можно не только в школах или детских садах.