Каждый год в Алтайском крае пытаются увеличить турпоток в регион. Но действительно ли это так важно? По мнению многих экспертов, привлекательность края для туристов заключается в уникальности алтайской природы и широте сибирского гостеприимства. На что же еще важно делать акцент? Об этом в конце марта говорили эксперты на «круглом столе» в «Сибирской медиагруппе».
В первую очередь, нужно заботиться о природных ресурсах, которые являются основой туризма в крае. Именно они составляют особую важность в долгосрочной перспективе, считают эксперты. «Известно, что за многозвездочными отелями едут в другие места. Все-таки большинство людей едет на Алтай именно за природой. Инфраструктура и управленческие решения – это очень важно. Но никакая инфраструктура, парковки и отели не заменят нашу природу», - считает председатель общественной организации «Геблеровское экологическое общество» Алексей Грибков.
Ресурсы нужно еще и грамотно использовать. Например, у нас есть шанс не наступать на те же грабли, на которых всей пятой стоит Республики Алтай, где вдоль Катуни всё застроили турбазами. Должен быть баланс между дикой природой и искусственно созданными комплексами. Если не будет тайги и природы, не поедут к нам туристы за одними подъемниками на горнолыжных курортах, уверен Алексей Грибков. По его словам, в крае вообще нет природного туризма, в то время как можно было бы успешно развивать, например, фотоохоту. На Западе это давно уже выгоднее, чем организация браконьерских по своей сути сафари.
Также на Алтае есть уникальные объекты, которые необходимо развивать. Однако, чтобы сделать туризм максимально конкурентоспособным, нужно объединять возможности Алтайского края и Республики Алтай. «Мне кажется, вообще неправильным разграничивать эти два соседних региона. Пора прекратить конкуренцию, нужно сотрудничать. У нас на Алтае есть множество уникальных объектов. Например, гора Белуха, плато Укок, Денисова пещера, уникальные солёные озера и ленточные боры», - считает директор турфирмы «Плот» Александр Смирнов.
Об уникальности именно горнолыжных алтайских курортов высказалась президент Алтайской региональной ассоциации туризма (АРАТ) Елена Чупина. Она уверена, что не стоит сравнивать «горнолыжку» Белокурихи, например, с Шерегешем. Нужно делать акцент на собственных преимуществах. «В Шерегеше есть снег и прекрасные трассы, достойные гостиницы. Однако из всех развлечений там, в лучшем случае, могут предложить баню и ночные клубы. Что же может предложить Белокуриха? Например, обучающие школы, в которых могут проводить время дети, в то время как их родители идут в зону SPA, на оздоровительные процедуры. Также можно развивать экскурсионные направления», - предложила Чупина, имея в виду прежде всего Горный Алтай.
Директор «Горной аптеки» Ольга Лонская сказала, что каждый туробъект будет привлекательным лишь в том случае, если будет многофункциональным. «Например, есть музей, при нем открывается магазин, ресторан, строится гостиница. Так каждый объект должен самостоятельно развиваться. Конечно, при этом не нужно забывать о соответствии высшим стандартам качества», - считает Лонская.
Все эксперты сошлись во мнении, что на Алтае «хромает» инфраструктура. При этом именно с нее начинается развитие туризма в любом регионе. Сохраняется проблема с хорошими отелями, практически нет четырех-, пятизвездочных. Лишь в Белокурихе можно наблюдать развитие в этом плане, там уже приближаются к европейским стандартам. С другой стороны, многие приезжают на Алтай за «дикими» условиями: туристы специально жертвуют комфортным размещением ради ночевок в палатках и походов в горы с рюкзаками. Это может стать одним из перспективных направлений туризма в регионе.
Александр Смирнов считает, что турпоток в крае мог бы вырасти, если бы снизились цены на авиасообщение. «Статистика показывает, что до того момента, как взлетели цены, спрос на билеты в Алтайский край был выше в два раза. Если бы у нас было несколько авиакомпаний, то была бы здоровая конкуренция. Цены бы волей-неволей снижались», - говорит директор турфирмы. Он также подчеркнул, что власти нужно каким-то образом стимулировать туроператоров, чтобы те больше заботились о качестве транспорта. «Автобусов хорошего качества катастрофически мало. Иногда даже для особо требовательных персон приходится заказывать автобусы из Новосибирска. У нас не так много солидных туроператоров, которым денежный оборот позволяет купить новый автобус за 16 миллионов рублей», - рассказал Смирнов.
Кроме того, развитие туризма на Алтае выйдет на новый уровень, если у нас появится больше квалифицированных экскурсоводов, а также обслуживающего персонала. «Например, в Барнауле можно найти от силы пять-семь нормальных экскурсоводов. Это те, кто достойно расскажет историю, не перевирая; которые ответят на вопросы, заставят слушать. Доморощенных, которые просто хотят на этом рынке «урвать кусок пирога», уже достаточно», - сказала Елена Чупина. В ходе обсуждения эксперты выдвинули мысль о том, что нужно проводить аттестацию для экскурсоводов, давать доступ на проведение экскурсий только профессионалам. Такая практика существует в некоторых городах России, например, в Москве. В нашем регионе такого нет.
«Я считаю, что у нашей власти должна быть привилегия создавать собственные законы внутри своего туристического рынка, как это делают, например, в Петербурге. Инициатива по части безопасности и аккредитации объектов, мест размещения должна идти от власти», - считает Е.Чупина. В итоге сошлись на том, что алтайскому туризму не нужно ни на кого равняться, а важно найти собственную «изюминку». Что касается турпотока, то особое внимание нужно уделять не количеству приезжающих к нам туристов, а тому, какой вклад туризм вносит в экономику.
Фото из архива туркомплекса «Манжерок».