В последнее время много пишется о том, что в Сочи, казалось бы, грамотный мораторий на строительство отелей и туробъектов вызвал неконтролируемый бум на возведение коттеджей, на которые запрет не распространяется. Развитие гостиничной инфраструктуры находится в ступоре: после Олимпиады-2014 новостроек практически не было, деньги проходили мимо.
Но, как полагает «Толкователь», на самом деле стагнация в гостиничном бизнесе вовсе не чувствуется. Наоборот, мораторий вызвал к жизни новую точку роста. Известно, что в прежние времена крупные инвесторы сторонились курортов Черноморского побережья из-за мутных схем — многоэтажные отели могли возводиться с нарушением закона, что было чревато как репутационными, так и финансовыми потерями.
Вот почему девелоперы облюбовали старые советские гостиницы, санатории и турбазы, которых в Сочи пруд пруди. На их базе появляются современные отели, с высоким уровнем сервиса, учитывая, что в Сочи съезжается, как правило, наиболее платежеспособная туристическая «клиентура», еще с пандемии оценившая потенциал внутреннего туризма.
По оценкам экспертов, такая схема вполне прозрачна — в отличие от всего, что наблюдалось в Сочи ранее. Выражаясь языком профессионалов, это теперь кондо-отель — апартаменты, которые принадлежат разным собственникам, у всех при этом единый сервис от оператора. Такого рода апартаменты приобретаются на долгую перспективу, в них «вкладываются».
После капремонта собственники передают апартаменты на выгодных для себя условиях в управление отеля. Это беспроигрышно: старый фонд располагается близ моря, где давно уже не найти свободного клочка под застройку. Словом, старые здания начинают «новую жизнь», а для инвесторов это пассивный доход от сдачи в аренду приобретенных апартаментов.
А вот что думает «Антискрепа» по поводу этого поста «Толкователя». Ещё при пандемии турбизнесу пришлось на ходу «переобуваться» и развивать внутренние направления, благо, возможности в нашей стране безграничны. Турпоездки внутри России обретают растущую популярность среди наших соотечественников. По данным ВЦИОМ, на конец мая 2022-го почти половина из них за последние 5 лет хотя бы раз бывала в отпуске в разных регионах России (48%), каждый третий путешествовал по стране неоднократно (33%), еще 15% — один раз. В топовые направления попали Крым (24%). Кубань (17%), Байкал (14%), Алтай (13%) и Сочи (11%).
В этом смысле девелоперы с инвесторами поступают правильно, вкладывая свои ресурсы в развитие отечественных курортов. В одном только Сочи сейчас сконцентрированы 317 млрд. таких денег. Появление новых апарт-отелей на базе старого санаторного фонда — действительно новая форма гостиничного бизнеса, ранее малоизвестная из-за нулевой юридической базы, но теперь она может стать одним из локомотивов импортозамещения во всех черноморских городах-курортах.
Но объекты, которые могут быть реконструированы под запросы туристов, учитывая передовой опыт западных стран, есть и в других туристических центрах страны — таких, как Алтай. Здесь есть, как и везде, заброшенные административные здания и производственные помещения цехов, сельских МТМ, которым не помешает грамотная реконструкция — и новый туробъект в стиле «лофт» готов к приёму клиентов. Опыт Сочи показывает, что приобретение таких «ненужных» объектов гораздо выгоднее, чем участие в битвах за свободный земельный участок.
С ростом объемов инвестиций в туристические регионы и переходом на новые стандарты обслуживания начнется качественно новое развитие внутреннего туризма. При этом курс на предоставление сопутствующих услуг на уровне зарубежных с упором на действительное импортозамещение способен вернуть туристической отрасли, пострадавшей от коронавируса, лидирующие позиции в региональной экономике.
Но, правда, это возможно при условии (если немного перефразировать «Антискрепу»), что нынешние времена, когда «сервис - как в Республике Алтай, а цены - как Швейцарии», останутся лишь в кошмарных снах наших туристов.
На фотографии от darsy-wed.ru – сельская ферма в Подмосковье, ставшая популярным туробъектом.