На прошлой неделе «Ленфильм-клуб» в рамках культурного проекта «Зов Земли» провел первый показ фильмов о кочевых народах нашей страны. На суд взыскательных экспертов и гостей показа были вынесены четыре короткометражных фильма об Алтае, Бурятии, Туве и Хакасии. В обсуждении участвовали настоятель Санкт-Петербургского дацана Б.Бадмаев, этнограф из Института народов Севера РГПУ Ю.Кустова, доктор этнологии из Социологического института РАН В.Беляева-Сачук, научный сотрудник Российского этнографического музея, признанный специалист по Алтаю О.Игнатьева, а также кураторы проекта «Зов Земли» А.Гринцевич и А.Бакирова.
Организаторы встречи, обращаясь к зрителям, выразили пожелание не судить строго выбранные к показу киноленты. В сибирских республиках кинопроцесс пока еще на начальной стадии, но это не мешает тому, что все работы глубоко отражают жизнь современных кочевников и передают их мировосприятие. Буддийский проповедник Б.Бадмаев выделил во всех показанных картинах тему предначертанной кармы: так или иначе судьба героев определяется их поступками.
Михаил Кулунаков снимал свой фильм «Трико» в 2014 году в алтайском селе Каспа Шебалинского района. С летних пастбищ пригоняют полудиких лошадей, и мальчишек ждет суровый обряд инициации – каждый должен оседлать коня. Такова древняя традиция воспитания настоящих мужчин, которая сохранилась в Горном Алтае. Один из ребят струсил и не смог подойти к жеребцу, но хорошо, что отец оказался рядом и помог сыну побороть страх. Это фильм о жертвенной отцовской любви, о нестареющих народных традициях мужского воспитания.
Ольга Игнатьева, хорошо знающая современный быт в алтайских селах, расставила точные акценты, размышляя о древнем обряде испытания юношей в фильме Михаила Кулунакова. Присутствующих удивило сообщение Анастасии Гринцевич: в наше время многим жителям Алтая приходится выкапывать родовые коновязи, чтобы спрятать их подальше с глаз праздношатающихся туристов. В Бурятии такое варварство невозможно, уверенно высказалась Вероника Беляева-Сачук.
В центре повествования киноленты бурятского режиссера Баира Дышенова «Улыбка Будды» (2008) – тоже судьба мальчика, который живёт в деревушке на берегу Байкала. Однажды он пришел домой из школы, и ему захотелось чего-нибудь сладкого, но в доме не было даже сахара. И тогда в отчаянии Гомбо рискнул взять конфету с алтаря в храме... «Улыбка Будды» была удостоена «Хрустального медведя» на 59-м международном кинофестивале в Берлине.
В основе сценария короткоментажки «Охотник» (2017) режиссера Юрия Курочки - рассказ «Слепой охотник» хакасского прозаика Ивана Костякова. По мнению критиков, получилась своего рода хакасская версия «Выжившего». Один из героев так торопился на охоту, что не стал дожидаться брата. В спешке он даже не заметил, как ствол ружья оказался забитым снегом – в результате он лишился глаза. А его брат погиб от лап медведя. Драматические события разворачиваются на фоне панорам Усть-Бюрской тайги, на территории заказника «Кискачинский».
«Очалан» в переводе с тувинского означает «колесо». Так решил назвать свою работу режиссер Владимир Копуш. Он рассказывает о круговороте жизни и непреложных законах кармы. Колесо, ее древний символ, лейтмотивом проходит через всю ленту. По сюжету, юноша защищает приглянувшуюся ему девушку, но впереди у него тюрьма. Выйдя на свободу, он находит юрту своего отца разрушенной. Герой фильма возводит новую юрту и по примеру отца тоже становится кузнецом. Время идёт, и однажды он снова встречается со своей первой любовью... Драма «Очалан» отмечена многочисленными наградами у нас в стране и за рубежом.
«Зов Земли» намерен продолжить на «Ленфильме» кинопоказы лучших картин о кочевых народах России. Встречи любителей авторского кино должны стать традиционными и проходить каждый месяц в одну из четырех недель, по средам.
На репродукции – кадр из фильма Михаила Кулунакова «Трико».