В канун Всемирного дня туризма по традиции подводились итоги летнего сезона, и, как показал опыт работы одного из крупнейших туроператоров RussiaDiscovery, самый хороший прирост объёмов показали нынче кроме Алтая такие регионы, как Камчатка и Сахалин, Архангельская область, Карелия и Мурманская область. Сам перечень регионов, идущих в авангарде, наглядно показывает, что интерес к приключенческому туризму (а другого в пятёрке лучших практически нет) после периода вынужденной самоизоляции заметно вырос.
В интервью RATA-news гендиректор этой компании Вадим Мамонтов (на снимке) назвал внутренний туризм доминирующим в объёмах нынешних продаж. Подводя предварительные итоги года, в RussiaDiscovery уже видят, что ожидается плюс 10-15% к уровню аналогичных показателей 2019 года. Причем, одна из особенностей летнего сезона — рост индивидуальных туров по программам, разработанных по предварительным заказам.
На маршруты по Алтаю и Сахалину нынче летом, как отметил Вадим Мамонтов, спрос вырос больше чем в два раза, причем Алтай можно считать «рекордсменом роста», социальные сети просто переполнены фотографиями и видеосюжетами по горам Алтая. Но, правда, качество сервиса и в целом инфраструктура пока еще далеки от того, чтобы соответствовать этой популярности. В конце сентября сам Мамонтов проехал по Чуйскому тракту от Горно-Алтайска до Кош-Агача. В переполненных гостиницах практически нет свободных мест даже в будни. При этом туристов, тяготеющих к отдыху за рубежом, удручает качество сервиса.
Эта «немного другая аудитория», по словам г-на Мамонтова, в том числе новички без опыта горных походов или проживания в «зеленых домах ведут себя своеобразно – например, оставляют после себя много мусора в расчете на то, что его уберут за ними. Могут даже на Гейзерном озере устроить «фотосессию с матрасом», выбросить его в озеро ради эффектного кадра со своей жужжалки.
В руководстве RussiaDiscovery считают, что визитными карточками региона должны оставаться экологическая чистота, свежий воздух и чистые продукты питания. И, конечно, если уж есть спрос, то надо беречь и охранять «места силы», дорожить «мистической аурой» Горного Алтая. Наш регион, как считает Вадим Мамонтов, «выстрелил» за счет удачного сочетания всех этих факторов. Сыграло свою роль и выгодное географическое положение: от больших городов европейской части страны ближе до Карелии, и туда можно ехать самостоятельно; Камчатка не столь доступна, туда надо заранее покупать билеты; до Байкала дальше, чем до Алтая, к тому же инфраструктурно Прибайкалье пока проигрывает Алтаю, который для туристов выглядит из всех направлений «самым понятным и привлекательным».
По информации amic.ru нынешним летом на «два Алтая» выпало более трети поездок, связанных с активным отдыхом. Уже на конец июля 37% в общем потоке таких туристов приходилось именно на Алтай. При этом отмечалось, что в 2019 году этот же показатель составлял всего лишь 9 процентов. Понятно, что сказались ограничения на отдых за рубежом, вызванные эпидемией коронавируса, но в нынешнем показателе — лишнее подтверждение того, что наш регион оказался «самым понятным и привлекательным».
RussiaDiscovery имеет большое конкурентное преимущество в развитии внутреннего туризма: в сентябре компания подписала соглашение о сотрудничестве со «Сбером», который был тогда еще Сбербанком. В своей работе стороны намерены придерживаться Стратегии развития туризма до 2035 года, принятой Правительством РФ.
В слаженном тандеме банк и туроператор займутся продвижением самых разных видов туризма по всем российским регионам, в том числе по Алтаю: экотуры и треккинг, сплавы и приключенческие экспедиции, скалолазание и альпинизм, этнотуры с посещением мест традиционного уклада коренных народов, велосипедные и конные туры, познавательные программы с привлечением историков и археологов, туры по горным дорогам на джипах и квадроциклах, а в зимнее время на снегоходах — таков далеко не полный перечень развлечений в сфере активного отдыха.
Михаил Чачин, вице-президент «Сбера», отмечает давнее сотрудничество банка с такими регионами, как Алтай, и его радует, что новым партнёром стал такой надёжный представитель туриндустрии, как RussiaDiscovery. Он выражает уверенность, что вместе им удастся сделать нашу страну еще более привлекательной для иностранных туристов и наших соотечественников.
В свою очередь, Вадим Мамонтов видит главную задачу на начальном этапе в сборе информации и глубоком исследовании рынка. Сервисы цифровизации, разработанные в Сбербанке, дадут возможность поднять на качественно новый уровень работу с клиентами, видеть их ожидания и потребности. Он выражает уверенность, что такое партнерство гарантирует долгосрочного развитие туриндустрии, и каждому региону гарантировано ускорение роста привлекательности, а значит, перспективы привлечения инвестиций тоже расширяются.