Алтайский перевал Канас на участке границы между Россией и Казахстаном протяженностью 55 км снова оказался в центре внимания СМИ. Если в прошлые годы сообщалось о планах прокладки газопровода через этот перевал и строительстве автодороги для транзита китайских товаров, минуя Монголию, то теперь проект куда более амбициозен.
РЖД намеревается возводить эстакады на границе с Китаем, чтобы уйти от строительства тоннелей. Правда, как сообщил зам. генерального директора ОАО РЖД Алексей Шило в интервью «Коммерсанту», возможны и другие варианты. В частности, могут получить развитие транспортные коридоры через Казахстан или Монголию. В одном случае дорога могла бы протянуться вдоль Иртыша по маршруту, известному со времен Петра Первого, а в другом — рядом с Чуйским трактом с выходом на Монголию в районе Ташанты.
Известен также вариант, предлагаемый властями Забайкальского края с переходом в районе Приаргунска, но на данном этапе просматривается «желание поизучать вопрос», который связан с самым коротким расстоянием, «которое только возможно». Это — дорога через перевал Канас. На фотографии видна ныне действующая автодорога на китайской территории вдоль реки Канас; далеко на заднем плане — перевал, за которым открываются просторы Укока.
Заявленное «желание поизучать» китайской стороне пока неизвестно, потому что с Пекином, как уточнил сам г-н Шило, «вопрос пока не проговаривался». Ситуация с газопроводом «Алтай» складывалась примерно так же: теряя западноевропейский рынок сбыта, «Газпром» тоже не проговаривал желательный маршрут с Пекином, а главное — не просчитывал, насколько выгодными окажутся поставки газа с Ямала по сравнению с его же поставками из Туркменистана. В итоге китайцы отказались от предложений «Газпрома», и в это никак не могло поверить правительство Александра Бердникова, успевшее выгодно оприходовать нужные земли вдоль гипотетической нитки газопровода.
Рассматривая железную дорогу через Республику Алтай как часть ВСМ «Евразия», первый вице-президент ОАО РЖД Александр Мишарин видел в 2017 году два тоннеля в районе Канаса — с нашей стороны 20-километровый, а с китайской 23-километровый. Теперь эти планы скорректированы в пользу мощнейших эстакад. Хотя китайцы об этом, судя по всему, еще не догадываются.
Руководство РЖД рассчитывает, что объемы товарооборота с Китаем будут нарастать, хотя движение по Чуйскому тракту этого никак не предвещает. Такие расчеты чем-то похожи на заклинания менеджеров «Газпрома», утверждавших, что Китаю никак не обойтись без «голубого топлива» с Ямала. Любопытен в этом смысле прогноз одного из экспертов Владимира Савчука (ИПЕМ): если соглашаться с тем, что контейнеры в качестве базовового груза, скорее всего, будут сохраняться, то при контейнерном транзите возникнет много вопросов. Та же перспектива вывозить из Китая как можно больше контейнеров по «дешевой» железной дороге вовсе не означает, что Европа сможет принять все эти контейнеры. Там гораздо более развит автотранспорт, а инфраструктура железных дорог заметно отстает. И в такой ситуации Чуйский тракт может оказаться не просто «одной из красивейших дорог мира», но еще и одним из самых оживленных торговых путей нового века.
Фото: en.chinaculture.org