Эксперты ошиблись: для победы кандидата от оппозиции Владимира Петрова на губернаторских выборах 14 сентября вполне достаточно было бы явки на уровне 55 процентов, хотя они утверждали, что её порог никак не должен быть ниже 65-ти (а лучше даже 70-ти) процентов. Административного ресурса с великим трудом хватило для победы даже при 46-процентной явке.
Что значит победа на выборах с перевесом в 0,6 процента? Власть ожидала, что у нее будет где-то 65 процентов, об этом много писали как перед выборами, так и сразу после закрытия избирательных участков. Как считали, и где этот подсчёт наиболее интересен, скоро узнаем, а пока ясно одно: власть удержалась только за счёт низкой явки.
Все, кого власть могла мобилизовать для своей победы, дружно отдали за неё свои голоса. Больше, чем отдано, получить было бы невозможно. Власть сделала, кажется, всё возможное для того, чтобы вызвать у избирателей стойкое отвращение ко всему, что происходило у нас вчера, 14 сентября. После «зачистки» в трех северных районах республики, перекрывшей доступ к сбору подписей среди депутатов муниципального уровня, после скандальных снятий с выборов Виктора Калюжного и Урмата Князева, после всех бессмысленных жалоб в избирком, в суд – зачем идти на такие выборы?
И наш электорат сделал собственный выбор: в день голосования шла массовая заготовка картофеля на дачных участках и в огородах. Это оказалось важнее, чем участие в спектакле с заранее прописанными ролями. Сообщения о том, что людям «некогда» идти на избирательные участки, шли со всех районов, не говоря о городе и Майме. Зачем избирать какую-то власть, если через пять лет в такую же сентябрьскую пору снова копать картошку?
Победа над выборами, с трудом одержанная действующей властью, не оставляет надежд на какие-то перемены в предстоящие пять лет. Победа трудная, но вполне заслуженная – в том числе для всех, кто отказался голосовать. И впереди у нас, как предупреждал историк Сергей Киреев накануне выборов, ещё пять беспросветных лет.
С победой?