В правительстве Бердникова – предпраздничный переполох: ждут Путина. Но может случиться так, что 4 сентября там будут уже и не рады высокому гостю. Из источников, заслуживающих доверия, стало известно, что глава государства будет интересоваться положением дел в аграрном секторе республики. Санкции, понимаешь, надо о собственном производстве думать. И как раз «пилотный агротехнопарк», о котором много шумели года три-четыре тому назад, может привлечь внимание ВВП. На первом снимке – этот самый «агротехнопарк», открытый на родине губернатора Бердникова его сослуживцами.
И на втором снимке – этот же «агротехнопарк», точнее, его составляющая в виде «мясного кластера». Он создавался постановлением правительства РА от 08.08.2011 №194 за подписью его председателя А.Бердникова, а называлась республиканская целевая программа до жути пушисто: «Создание пилотного агротехнопарка как базиса кластерного развития ведущих отраслей производства и переработки сельскохозяйственной продукции Республики Алтай на 2011-2014 годы». Деньги под эту программу шли по преимуществу федеральные, и контролировать их расходование будут, ясен пень, тоже федералы.
Это вход в майминский «кластер», куда может заглянуть глава государства. К его приезду трудно что-нибудь видоизменить (Тевоняна-то нет!) – и даже «косметический ремонт» вряд ли возможен, штукатурка не высохнет к приезду высокого гостя. Если только траву покрасить…
Это болотце на месте потенциального загона для скота – совсем рядом с «шоколадной дорогой» от аэропорта западнее Маймы до «алтайской ямы», в которые (т.е. в оба объекта) президентский назначенец успел зарыть около 7 млрд. рублей из бюджета. Озера, в котором надо бы купаться в год принятия документа №194, правда, нет до сих пор, и куда ведёт алтайская «шоколадка», - никому неведомо…
Крыть объекты майминского «агротехнопарка» хотели сперва металлочерепицей или чем-нибудь таким, как на фермах Евтушенкова-Грефа по дороге на Урлу-Аспак. В итоге выбрали более привычный рубероид. Ну а чо, по-народному!
А тут – приметы автоматизации животноводческого труда. В рамках «пилотного агротехнопарка» предусматривались два кластера - мясной и молочный; кроме них биофармацевтический, а ещё растениеводческий и инженерно-инфраструктурный кластер, само собой, инновационно-научный и, конечно же, информационно-маркетинговый кластер. На стенде представлены, как мне кажется, фрагменты чего-то «инновационно-научного». Сочетание наших «инноваций» с суровым горбылём просто завораживает.
Майминский авангард: сурепка и лопухи, а рядом - просто жесть. Обычная кемеровская жесть, которую использовали для навеса.
Денег на реализацию программы с 2011 по 2014 год давали 1.655.500 тыс. руб., проще говоря, около 1,7 млрд. руб. Мясной кластер задумывали как инвестиционной проект под грифом «Реконструкция откормочной площадки на 5000 голов КРС» и позиционировали как «крупнейший проект в области производства мяса на территории Республики Алтай».
На снимке вверху: что-то вроде «парадной»; ворота в целости и сохранности, балка перекрытия вроде бы не внушает никаких опасений… На голову президента она точно не обрушится.
…А вот тут балка не выдержала свалившегося на нее груза ответственности. По проекту в рамках «мясного кластера» задумывали реконструкцию откормплощадки на 5000 голов КРС, обещали закупить племенной скот - телят мясной породы для откорма весом от 200 кг (3000 голов в 2011 году, по 5000 голов ежегодно, начиная с 2012 года), подтянуть сельскохозяйственную технику для масштабных кормозаготовок... Годовую производственную мощность майминской откормплощадки определили в 4.925 голов откормленного до нужной кондиции молодняка общим живым весом - 2,2 тыс. тонн, а убойным – никак не меньше 1,45 тыс. тонн.
В программе, принятой правительством А.Бердникова, через запятую указывали число рабочих мест для сельчан и скотомест в заманчивом «агротехнопарке», а вся реализация мяса в убойном весе за время работы над проектом должна была перевалить рубеж 1.540 тонн, в общем, записали по 7,7 кг в год на каждого жителя республики. До этого была программа «Рыбоводство», хотели накормить не только жителей республики, всех гостей-туристов собирались завалить хариусом, форелью тайменем – а на прилавках как были минтай с горбушей, так и остались. И в этот раз нашелся один особо дотошный мясоед, посчитал затраты, разделил на эти самые 7,7 кг в год и задумался: не проще ли «за такие бабки» закупать мясо у соседей в Алтайском крае?
Обыски в бывшем ОПХ «Чуйское» проходили в начале октября прошлого года. Глава государства поинтересуется скорей всего, к каким выводам пришли в прокуратуре республики.
Еще в марте прошлого года оппозиционно настроенных депутатов интересовал вопрос, адресованный А.Бердникову: где же искать наш кластер со всеми его «инновациями» и запланированным числом скотомест? На вопрос, сколько животных доводится сейчас до нужной кондиции на откормплощадке в Майме, в правительстве ничего определенного сказать не смогли.
Рассуждая обо всем увиденном на откормплощадке в Майме, депутат А.Манзыров отказывался понимать, зачем ГУП «Чуйское» из федеральной собственности перевели в республиканскую, отдали всё «друзьям Бердникова» и стали туда закапывать сумасшедшие деньги. За два года туда «завели» столько денег, сколько ранее выделялось… на годовой бюджет аграрного сектора всей республики. Он писал прокурору республики, ответа так и не получил.
Президент В.Путин в таких случаях любит пошутить над своими назначенцами. Трудно сказать, какой будет его новая крылатая фраза на откормплощадке в Майме, но при взгляде на последний снимок поневоле думаешь о том, что в просвете в самом конце скотного двора, как выразился герой одного боевика, виден даже Магадан…