Месяц назад отшумели всенародные и весьма неоднозначные выборы глав российских регионов. Победила вновь партноменклатура и даже изначально слабые губернаторы получили личную поддержку президента Путина. Почему?
«Газета.Ru» внимательно изучила вопрос о том, как в Кремле отбирают губернаторов субъектов федерации.
Постулат нынешней вертикали власти гласит так: российских глав регионов делает только свита Владимира Путина. И других вариантов быть не может. У кого-то есть влиятельные покровители в окружении президента, кто-то имеет выход непосредственно на главу государства, кого-то протежирует администрация, перечисляет электронная газета винтики скрытой кадровой механики Кремля.
Наличие влиятельного покровителя играет едва ли не важнейшую роль в принятии решения о судьбе губернаторского кресла. «Есть люди, которые имеют возможность поговорить по поводу того или иного губернатора напрямую с президентом, и в таких случаях принятое решение спускается в администрацию», – рассказывает информированный источник «Газеты.Ru».
В целом за региональных глав в администрации президента отвечает Управление внутренней политики (УВП). Текущая оценка деятельности губернаторов строится, с одной стороны, на собственной информации УВП о положении дел в регионах. С другой – немалую роль играют следующие показатели: рейтинг Минрегиона (после расформирования министерства функции по его составлению были переданы МЭР), который, например, отражает, как исполняются президентские указы; георейтинг ФОМ, дающий картину социальных настроений граждан и уровня их протестной активности; рейтинг ФАПСИ.
С возвращением губернаторских выборов стали учитываться и электоральные показатели.
«Избираемость – это главное, – говорит источник «Газеты.Ru». – Она стала дополнительным фактором отсеивания губернаторов. Главы регионов, которые с трудом избираемы, могут потерять свой пост».
Однако не всегда данные критерии оценки могут срабатывать в принятии тех или иных кадровых решений Кремля. Отдельные из них иначе как «специфическими» назвать нельзя. «Почему, например, разрешение отправиться на «досрочку» в этом году получил такой откровенно слабый губернатор, как глава Республики Алтай Александр Бердников?», - задается вопросом «Газета.Ru»
Источники СМИ единодушны: Бердников полезный для кремлевских элит человек, ибо Горный Алтай – прекрасное место для охоты.
Многие статусные люди, желая поохотиться, направляются именно туда. Широкая публика об этих турне не знает, а если информация о них и просачивается, то, как правило, случайно. Так было в 2009 году, когда в результате крушения вертолета во время охоты на архаров, занесенных в Красную книгу, погибли семь человек, включая полпреда президента в Госдуме Александра Косопкина.
В 2010 году в СМИ появилась информация, что в Онгудайском районе республики якобы строится резиденция Путина. Бердников эту информацию опроверг, охарактеризовав как сплетни и бред. По словам главы региона, речь на самом деле шла о базе «Алтайское подворье», которую возводит «Газпром». Как бы там ни было, но с тех пор за Бердниковым закрепилась кличка «Прораб», продолжает уверять один из источников «Газеты.Ru».
Главу региона, где любят проводить досуг федеральные элиты, без крайней необходимости никогда не снимут.
«Бердников работает в республике по своему основному профилю: охотоведом. В подобных случаях многое строится на доверии (со стороны элит). Бердникову доверять можно. Его случай – специфический», - иронизирует один из собеседников «Газеты.Ru».
В конце концов, низкий электоральный рейтинг главы региона не является непреодолимым препятствием для переизбрания, резюмирует сетевое издание.
На фото Олега Липатова: Александр Бердников с трудом узнавался среди свиты Владимира Путина во время его последнего приезда в Горно-Алтайск.