В начале марта приговорили к двум годам лишения свободы бывшего депутата местного парламента Эдуарда Дагба-Лама (зампреда фракции ЕР в Хурале, члена общественного совета при МВД и обладателя других важных титулов – на снимке с партийного сайта 2-летней давности). Осудили его за 300 граммов гашиша, приобретенных «без цели сбыта». Эдуард Дагба-Лама в последние годы считался человеком из «ближнего круга» главы РТ Шолбана Кара-оола. Трудно сказать что-либо о деятельности этого депутата, как-то не проявился – поэтому «ничего личного», как говорится.
Факт приговора, по мнению опрошенных экспертов, лишний раз свидетельствует об утере контроля над силовыми структурами со стороны главы республики. На самом деле 300 г тувинского гашиша - это очень много. Столько за год не выкурить, это сильнодействующее вещество (причем, весьма недешевое).
Посмотрим, как всё это (наркобизнес в первую очередь) влияет на перспективы развития народа Тувы. За постсоветские годы в этой республике сформировалась своего рода «афганская модель экономики», когда значительная часть населения не занята никаким производительным трудом, а доходы извлекает из торговли наркотиками. В наркобизнес вовлечены все слои общества: студенты, учителя, безработные, чиновники, депутаты.
С известным тувинским учёным и политиком Вячеславом Даржа в свое время мы попробовали примерно оценить объем тувинского наркотрафика (по косвенным данным, у полиции есть свои методики). Получалось, что наркотрафик примерно в 2 раза больше, чем весь годовой бюджет Тувы.
В Афганистане местные жители первоначально только торговали «дурью», а сейчас проблема героиновой наркомании там стоит чрезвычайно остро. И точно так же в Туве за последние годы в потребление гашиша вовлеклись огромные массы молодежи - как в городах, так и в сёлах. Значительная часть тувинского общества уже вовлечена в криминальный бизнес (поскольку торговля гашишем запрещена законами РФ), множество простых людей получают длительные тюремные сроки, тогда как чиновники отделываются условными наказаниями. Общество и властные структуры криминализованы «лёгкими деньгами», но эта тема практически не обсуждается в республиканских СМИ. Есть подозрения, что с подачи властей Тувы эта тема числится среди «запретных».
«Тувинский след» всё чаще обнаруживается в соседних сибирских регионах. «Новости в Томске» сообщают о том, что сотрудники ФСБ пресекли еще один канал поставок наркотиков из Тувы. Задержан один из членов этнической преступной группировки, продавший партию гашиша общей массой 3 килограмма. В четверг, 9 марта, следственное отделение УФСБ возбудило уголовное дело. В рамках оперативно-розыскных мероприятий проводятся следственные действия, направленные на установление лиц, причастных к совершению преступления. Их ждут тюремные сроки от 3-х до 10-ти лет.
Тува – уже на втором месте по риску употребления наркотиков школьниками (около 20% детей в зоне риска). Об этом информирует газета «Ведомости». Первое место занимает Татарстан. Но если у Татарстана это, пожалуй, единственный «худший в РФ показатель», то у Тувы почти все значимые показатели или худшие в РФ, или на втором-третьем месте от конца. Вынужден повториться, что не бывает такого: «мы тут просто продаём, а наши детишки эту дрянь употреблять не будут». Перед глазами - наглядный пример Афганистана. Сегодня это принесет деньги (основная часть осядет в карманах чиновников, которые «без цели сбыта» приобретают гашиш килограммами), а завтра - дети Тувы останутся без будущего. Вопрос к нынешней тувинской власти: кто крадёт будущее у наших детей?
И нужен ли нам «второй Афганистан» на территории России?