В начале апреля 2019-го на «НИА-Хакасия» прошла новость о том, что маршрут новой автомагистрали через Междуреченск соединит два сибирских города – Абакан и Бийск. Сообщение появилось во время работы Красноярского экономического форума, на котором хакасский дорожник Иван Тиронов представил новый инвестиционный проект.
Такие дороги имеют приоритетное значение не только для экономики Хакасии, но и всего Енисейского макрорегиона. Миллионы тонн грузов и тысячи пассажиров – таким должен быть ежедневный транспортный оборот с соседним Южно-Сибирским макрорегионом. При этом самый перспективный транспортный коридор – на Бийск. Автотрасса через Междуреченск, Большой Ортон и Таштагол соединит Хакасию с Кузбассом и «двумя Алтаями», учитывая, что Бийск – это ворота Горного Алтая. Проходя через 12 городов и крупных райцентров, новая дорога должна включить их в единую дорожную сеть страны, сокращая затраты на грузоперевозки и расстояние до Монголии, Казахстана и приграничных районов северо-запада Китая.
Если же говорить о дальнейшем развитии внутреннего туризма, то для жителей Хакасии и Красноярского края станут более доступными Шерегеш, Белокуриха, а также все достопримечательности Республики Алтай. По данным пресс-службы Минтранса Хакасии, в республике будет введено 56,4 км новой автодороги, в Кузбассе - еще 147 километров. Ширина дороги будет 7 метров, расчетная скорость движения составит 100 км/час, а ее пропускная способность рассчитана на более чем 4 тыс. автомобилей на каждый километр.
Для окончательной реализации проекта, отметил на форуме в Красноярске Иван Тиронов, необходимо включить строительство автодороги в федеральную целевую программу развития транспортной системы России до 2025 года. А общий объем инвестиций на территориях Хакасии и Кузбасса должен составить 18 млрд рублей.
Прошло более трех лет, и на 43-й сессии Верховного Совета Хакасии 23 ноября руководство республики проинформировало о текущем положении дел на строительстве транспортного коридора в Кузбасс. Увы, стройке, которая ведется с 2006 года, конца по-прежнему не видно. Всё идет очень и очень медленно, судя по сообщению 19rusinfo.ru.
До сих пор не удалось добиться согласия кемеровских властей по трассировке, проектированию и строительству этой дороги со своей стороны. Практически разрыв участка со стороны Хакасии - 14 км, с кемеровской - 40. А в итоге этих 54 км нет ни в проектировании, ни в трассировке. По информации 19rusinfo.ru, стройку много лет откладывали из-за того, что нет федерального финансирования.
Для Хакасии дорога по-прежнему важна: между соседними регионами должны существенно возрасти объемы грузоперевозок, а они гораздо важнее пассажирских. К тому же, много планов связано и с развитием внутреннего туризма. В общей сложности строительство нового коридора позволит сократить расстояние между Абаканом и Бийском на 665 км, Абаканом и Горно-Алтайском - на 600, Абаканом и Новокузнецком на 410, Абаканом и Барнаулом - на 400, Абаканом и Новосибирском - на 190 км. Надо ли говорить о том, что все затраты окупятся в считанные годы? Но, похоже, все выгоды от новой автодороги лучше всех понимают в Хакасии, о чем свидетельствует обсуждение проекта на 43-й сессии Верховного Совета Хакасии. Прямой эфир - от ИА «Хакасия» на YouTube, смотрим в самом начале 2-го часа трансляции, примерно с 1:01:30 -