Все больше стран ориентируют свою экономику на развитие туризма. По последнему отчету Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), на который ссылается RATA-News, в 2017 году активнее других наращивали капитальные инвестиции в сферу туризма Монголия (прирост 22,6%), Оман (19,7%), Непал (19,1%), Вьетнам (19%), Венгрия (17,9%), Черногория (16,2%), Беларусь (16,1%), Албания (15,8%). В ближайшие десять лет, как полагают в WTTC, опережающими темпами будут расти инвестиции в трех арабских странах – ОАЭ, Омане и Катаре.
Рейтинг стран с самыми большими реальными расходами на туризм многие годы возглавляют США – в 2017 году показатель составил $176,3 млрд, на втором месте – Китай ($154,7 млрд), далее с большим отрывом идут Индия ($41,2), Франция ($40,1), Япония ($35,3), Германия ($28,2), Саудовская Аравия ($24,2), Великобритания ($21,6), Испания ($20,9) и Турция ($20,5)
В ближайшие годы, согласно прогнозу аналитиков WTTC, десятка стран с наибольшими вложениями в туризм останется в нынешнем практически неизменном виде. Поменяются лишь позиции отдельных стран. Инвестиции китайской экономики в туризм к 2028 году удвоятся, достигнув $309 млрд, что позволит ей вытеснить с первого места США. Индия, Франция, Япония, Испания и Турция сохранят свои места, а Германию и Великобританию подвинут агрессивные новички – Саудовская Аравия и Бразилия. Причем, если Германия просто опустится на одну позицию, то Великобритания вообще окажется вне списка лидеров.
Практически эти же страны дают самые высокие показатели затрат на внутренний туризм. По итогам 2017 года список возглавили Китай и США – $840,9 млрд и $802,8 млрд соответственно. Затем следуют Германия ($339,7), Индия ($186,4), Япония ($183,8), Великобритания ($169,9), Италия ($149), Франция ($127,5), Мексика ($115,9) и Бразилия ($99,9).
На въездном туризме больше всего зарабатывают США – $200,7 млрд. У Китая цифры скромнее – $125,2 млрд. Далее с отрывом идут Испания ($75,4 млрд), Таиланд ($59,6), Германия ($50,6), Франция ($50,3), Италия ($44,9), Гонконг ($39,2), Великобритания ($35,6), Макао ($35,6). При этом только Макао полностью ориентирован на туризм – на него здесь приходится до 94,3% от объема всего экспорта.
В России объем экспортных услуг в туризме, по данным WTTC, составил в 2017 году 839,5 млрд рублей ($14,4 млрд), 3,6% от всего объема экспорта. Это почти в 10 раз меньше, чем, например, в Китае. Инвестиции в российский туризм составили 397,1 млрд рублей, или 2% от всех капитальных инвестиций ($6,8 млрд). Для сравнения, в Китае инвестиции в туризм достигали $154,7 млрд. Оценивая общий вклад туризма в валовый внутренний продукт страны, WTTC ставит Россию на 16-е место по абсолютным показателям и лишь на 167-е место из 185 – по его доле в ВВП.
Фото: bigaltay.ru