В одном из последних номеров кыргызской газеты «Ачык саясат плюс» сообщается: «Путин во время визита к нам признал Уркун 1916 года как политику русской империи по истреблению, со склоненной головой почтительно возложил цветы на открытый памятник в Ата-Бейите. Это указывает на то, что политическая связь двух стран вопреки историческим взлетам и падениям идет по правильной дороге к прямому будущему. Когда намеками напомнили Путину, что наш Манас баба родился на Алтае, в средние века Великий Кыргызский каганат был создан на территории сегодняшней России, он улыбнулся: «Ну, теперь те земли не будете оспаривать как свои?»
Как мы могли бы оспаривать? – ставит вопрос газета. Мигранты из Кыргызстана на той территории численно увеличиваются, переселяются туда, бережно относятся к местам обитания, героям, образам своих предков, от Манаса до Чингиза Айтматова. Открывая во множестве культурные центры, можно завладевать разве что гуманитарным подходом, а завладеть в политическом, экономическом отношении - у мигрантов силы ограничены.
«Увеличилось количество переселившихся на Алтай наших соотечественников, - пишет далее «Ачык саясат плюс». - А сколько тех, кто издавна не появлялся в Ала-Тоо, остался там? Что, если теперь в ту сторону будут потихоньку перебираться мигрантами не вмещающиеся в Бишкеке, Оше, областных центрах эстрадные «звезды», юмористы, акыны-импровизаторы и писатели, поэты? Если продолжат открывать в той стороне рестораны, кафе, кыргызские культурные центры?… Это не может взять в свои руки Министерство культуры, для этого у министра должно быть львиное сердце. Будем сидеть и верить им, пока у верблюда хвост отрастет до земли».
Газета полагает, что кыргызстанский народ из-за головотяпства своих президентов окончательно забыл о выращивании табака, содержании тонкорунных овец. Нынешние тенденции таковы, что постепенно забывается и выращивание пшеницы, хлопка, винограда. Сокращаются площади под выращивание сахарной свеклы, падает производство сахара. Если бы современные технологии применялись при консервации ягод, фруктов, овощей, при переработке молочной продукции, то кыргызский народ не побрел бы в поисках работы к казахскому, русскому, турецкому народу, а жил бы на своей родине, довольствуясь заработанным, в кругу своих детей-семей. Сможет ли всё это организовать новый президент, о котором говорят, что хорошо знает сельское хозяйство? Или не сможет выбраться из расползающейся коррупционной паутины, находясь под давлением старого окружения? Этим вопросом заканчивается статья в газете под «алтайским» заголовком, намекающим на идеи паналтаизма, провозглашенные прежним президентом страны.
На фотографии – памятник Манасу в столице республики.