По сообщениям краевых СМИ, в степном Алтае заметная часть туристических показателей по итогам летнего сезона показала к уровню прошлого года стад — почти на треть. После весенней «самоизоляции» турбазы и гостиницы разрешили открыть в крае только в конце июня, и в июле-августе рост достиг пиковых значений, но это помогло лишь незначительно приостановить падение. И, что немаловажно, соседи соглашаются: многие богатые туристы в большинстве случаев предпочитают отдых в Республике Алтай.
Отрасль простаивала с апреля. Мало того, что потерянными оказались майские праздники, к ним еще добавились и «длинные выходные» на День России. Восполнить потери в июле-августе так и не удалось, хотя загрузка в на пике сезона наблюдалась выше прошлогодней, а в самых «шумных местах» — в районе Аи, Белокурихи, на Чарыше и соленых озерах Кулунды — достигала рекордных уровней.
Летний турпоток в крае оценивается в пределах 640 тысяч человек (для сравнения: летом 2019 года — на уровне 1 млн. человек). Наиболее часто появлялись туристы из Кузбасса, Новосибирской и Томской областей. Европейская часть страны тоже прибавила отдыхающих, особенно Москва после «добровольных арестов» в апреле-мае.
Республика Алтай выглядела заметно лучше, признали соседи. И это подтвердил на днях губернатор Олег Хорохордин на своей страничке в Инстаграме. Встречаясь с главой Ростуризма Зариной Догузовой, он сказал, что в республике летом побывали 1,3 миллиона туристов, что вдвое выше показателя, достигнутого во «втором Алтае». Косвенно это подтверждается и настоящим паломничеством в республику «звезд» шоу-бизнеса, кино, спорта, а также известных политиков.
«Вести Алтай» подготовили сюжет о нынешней непростой ситуации в крае, в других СМИ нынешний сезон характеризуется как «напряженный». С одной стороны, хорошо сработали на повышение спроса чартерные программы и программа кешбэка. Это позволило за два месяца принять в Барнауле авиарейсами из Москвы и Петербурга около 4200 человек. Но все-таки для основного турпотока решающее значение имеют гости с соседних территорий СФО.
Даже в санаториях за 9 месяцев в сравнении с тем же периодом 2019-го средняя загрузка упала на 20%. Наиболее удачным стал август, но уже в сентябре снова начался спад. Дикая природа в горах оказалась более привлекательной для туристов, которые понимают при этом, что в санаториях отдыхать можно весь год. В Белокурихе опасаются, что повторная «самоизоляция» чревата серией банкротств.
Понятно, что спад в отрасли отразился и на финансовых результатах. По данным Алтайкрайстата, за счет платных услуг в сфере туризма за июнь–август получено 1,2 млрд рублей; за тот же период прошлого года — 1,7 млрд рублей. То есть финансовые показатели тоже упали на треть. Ожидания к концу года еще хуже, учитывая, что 8 месяцев уже покаали 2,3 млрд против прошлогодних 3,3 млрд.
Нынешний сезон выявил много проблем, о которых в прежние годы мало задумывались, но сейчас на Алтай поехали туристы, прекрасно знающие об уровне сервиса за рубежом — как в оказании разного рода услуг, так и в обеспечении комфортного, безопасного отдыха. Это новые вызовы, и над ними придется плотно работать властям совместно с бизнесом.
В краевом выпуске «АиФ», кстати, тоже признали: турбизнес чувствует себя в Республике Алтай гораздо увереннее. Сообщается, что в регионе побывало много туристов из европейских городов России, которым нужен отдых высокого класса (и он уже есть в республике), за который можно тратить большие деньги. В отличие от того, как многие «звезды» отдыхали именно в Горном Алтае, всячески рекламируя регион для своей аудитории, Алтайский край такой активностью, увы, не отличался. Но, как бы то ни было, на поддержку туризма до конца этого года дополнительно будут выделены около 22 миллионов рублей из краевого бюджета.
Картинка взята из сюжета телеканала «Вести Алтай».